В годы советской власти священники переживали разные времена и отношения к себе. Им приходилось проходить и через жестокие репрессии, и испытывать лояльность со стороны партийных руководителей, что, естественно, сказывалось на доходах служителей культа.
Заработай и отдай
До начала 60-х годов в СССР все священнослужители получали заработную плату в зависимости от денежных поступлений в церковную кассу. Согласно документу «О подоходном налоге с населения» религиозные деятели относились к «некооперированным кустарям», для которых подоходный налог был прогрессивным. Если годовой доход не превышал 1800 рублей, то ставка держалась на уровне 4%. Те священники, которые за год зарабатывали более 70001 рубля, должны были в казну перечислять максимальный налог – до 80%.
Так, годовые доходы священников Соликамска, Кунгура, Нытвы, Чусового, согласно налоговым декларациям того времени, составляли от 80 до 250 тысяч рублей. При этом сельские священники зарабатывали в разы меньше своих городских коллег.
В военные годы священники не остались в стороне, перечисляя на нужды фронта немалые средства: по 80-100 тысяч от общины ежегодно.
Золотой век
В середине прошлого столетия отношения партии и церкви заметно улучшились.
Историк Алексей Марченко отмечал, что в это время власти значительно увеличили зарплаты и пенсии священнослужителям. С этого момента они стали превышать средние по стране в 3-4 раза.
23 мая 1956 года вышло постановление Совета Министров СССР, согласно которому советское законодательство стало распространяться на всех, кто работает в религиозной сфере. В этот период рабочий Пермского епархиального управления свечной мастерской зарабатывал 4 тысячи рублей, повар – 3 тысячи, бухгалтер – 2 тысячи. При этом чиновник, уполномоченный по делам религии, получал 1150 рублей.
Народ против «опиума»
Такое неравенство возмущало рядовых советских граждан всё больше. В итоге в начале 1959 года пришлось даже проводить закрытое заседание Совета по делам РПЦ. На нём докладчики заявили – ничем не обоснованные выплаты работникам церковного сектора превысили 15 млн рублей.
По итогам заседания было решено прекратить социальное обслуживание гражданского персонала церкви, распустить профсоюзы в религиозных объединениях и снизить численность священнослужителей. Следующая мера – повышение налога, в результате чего доходы РПЦ снизились на 10-15%, а ряды священнослужителей из-за тяжёлого финансового положения покинули около 30% работников.
Священников перевели на оклад, продолжив также изымать налоги как с некооперированных кустарей. С учётом деноминации 1961 года (10:1), настоятель храма стал получать 200 рублей, из которых налоговый вычет составлял около трети.
Впрочем, «чёрная полоса» для церкви продолжалась недолго. В 1965 году рядовой советский священник получал уже 600 рублей, диакон – 400, псаломщик – 300, а настоятель храма – 800. Правда, пожертвования в обязательном порядке направлялись в церковную кассу, а затем в виде налогов уходили в бюджет страны.
Следующий рост зарплаты произошёл в 1980 году. Сегодня же в России в отношении церкви действует льготная система налогообложения, но многие священнослужители с тоской вспоминают советские годы. Несмотря на непростое взаимодействие с властью, религиозные деятели чувствовали себя несколько десятилетий назад в финансовом плане значительно лучше.