Советский Союз в рамках Парижского мирного договора с Финляндией приобрёл 176-километровый «клин» финской территории.
Что именно передали
Самое влиятельное финское печатное издание Helsingin Sanomat пишет, что в результате Парижского договора в СССР в 1947 году были переданы никелевые месторождения в Петсамо (этот район стал Печенгским Мурманской области РСФСР). Как пишет Helsingin Sanomat, за эту сделку финнам Советский Союз «не заплатил ни пенни» – посчитали так, что Финляндия, воевавшая против СССР, осталась должна стране-победителю ещё больше.
Helsingin Sanomat (эта газета выходила и в 1947 году) уточняет, что тогдашний президент Финляндии Юхо Пааскиви был очень недоволен данной сделкой, назвав её в своих дневниках «чрезмерной». Но это так и осталось частным мнением.
Как это происходило официально
Согласно договору о разграничении территорий, заключённому между СССР и Финляндской республикой в начале февраля 1947 года, «в районе гидроэлектростанции Янискокси и регулирующей плотины Нискакоски» финны действительно уступали СССР территорию в 176 км со всеми гидротехническими сооружениями, располагающимися на ней.
СССР уплатил Финляндской республике 700 тысяч финских марок (как оценивает Helsingin Sanomat, это, по сегодняшнему курсу, немногим более 40 миллионов евро).
Как там сегодня
Финское издание Helsingin Sanomat утверждает, что «аннексированная» СССР более 70 лет назад «их» территория в целом остаётся такой же заброшенной, как и прежде. Пограничного поста здесь нет. Финны покупают полпроцента потребляемой в стране электроэнергии у России – её дают Катайкоски и Янискоски ГЭС, построенные на финском озере Инари и на Пристанционном озере.
Они хотят вернуть всё назад
Российскому МИДу 16 лет назад пришлось заявлять решительный протест по поводу требований о передаче отошедших по Парижскому мирному договору финских земель «взад»: финская общественная организация Pro Karelia сделала заявление, что СССР «захватил» в 1947 году официально переданные Советскому Союзу территории Суоми. Кроме того, Pro Karelia настаивала на возвращении денег, которые Финляндская республика уплатила СССР в рамках контрибуций (насчитали порядка 4 миллиардов евро по нынешнему курсу).
Организация Pro Karelia утверждала, что в данном случае правомочен только Тартуский договор, ратифицированный и одобренный парламентом Финляндии в 1920 году, и территориальное деление (между правопреемником СССР Российской Федерацией и Финляндией) должно быть проведено именно в рамках этого международного нормативного правового акта.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал эти заявления провокацией. Никаких правовых последствий, касающихся пересмотра вопроса территориальных претензий в отношениях Российской Федерацией и Финляндией, они не имели.