По данным Государственного архива РФ, с 1944-го года по первую половину 1952-го из американских зон оккупации в Германии и Австрии в СССР было репатриировано свыше миллиона человек. Англичане и американцы по-разному относились к целесообразности возвращения пленных по требованию правительства Советского Союза.
Сколько и кем было пленено
Как сообщает британский историк и писатель Кит Лоу в своей книге «Жестокий континент. Европа после Второй мировой войны», в Великой Отечественной войне именно американцы взяли больше всех пленных (3,8 миллионов человек), на втором месте британцы (3,7 миллионов). Советский Союз, по мнению Лоу, только замыкает эту тройку с 3,1 миллионами. Французы, по его подсчетам, пленили лишь порядка 250 тысяч солдат и офицеров противника.
По какому праву репатриировали
Российский историк, доктор исторических наук Виктор Земсков пишет, что речь об обязательной репатриации граждан СССР шла на Ялтинской конференции (февраль 1945 года), в которой принимали участие главы трех держав-союзников в Великой Отечественной войне – Сталин, Рузвельт и Черчилль. Согласно ялтинским договоренностям, союзники обязывались передавать советской стороне военнопленных — граждан СССР. Те, кто таковыми не являлся (эмигранты первой волны и иные лица), под репатриацию не подпадали.
Земсков приводит данные советской контрразведки на весну-лето 1945 года, из которых следует, что американские спецслужбы разыскивали в своих лагерях для перемещенных лиц советских граждан, которые могли бы поработать на пользу США и уговаривали их остаться в Америке. Аналогичной «вербовкой» занимались и англичане. Американцев интересовали пленные с учеными степенями, они также искали советских конструкторов, технологов, инженеров и других специалистов. Всеми правдами и неправдами этих военнопленных склоняли к переезду в США.
Изменения в дифференциации
Кандидат исторических наук Олег Романько в своем исследовании приводит данные о том, что Великобритания особенно рьяно проводила политику репатриации военнопленных в СССР, не разбираясь в дифференциации тех на «красных» и «белых» (пример – массовая репатриация казаков в Лиенце). По правилам, которых придерживались в данном случае США, перемещать в Советский Союз следовало только пленных, получивших советское гражданство на 1 сентября 1939 года. В этот перечень, по мнению американцев, не попадали западные украинцы и западные белорусы, а также прибалты.
Американцы, разбираясь в том, кого следует репатриировать, а кто из советских пленных не обладает для этого достаточными гражданскими правами, в итоге решили, что на «кулаков», «белых» и «диссидентов» обязанность быть отправленным в СССР не распространяется. Подобный подход не понравился советской стороне, и в конце 1945 года, в том числе, и под нажимом Великобритании, США приняли Директиву Мак-Нарни—Кларка, в которой определялись категории военнопленных, подлежавших обязательной (если понадобится, то и насильственной) репатриации в СССР.
К этим гражданам относились: плененные в немецкой форме; военнослужащие, служившие в РККА с первого дня войны и не демобилизованные по ее окончании; предатели, добровольно служившие гитлеровцам (при условии, если советская сторона докажет этот факт). Как считали американцы, военнопленные, не запятнавшие себя, по американским законам могли решать свою судьбу сами – ехать им в СССР или оставаться на Западе.
СССР тоже должен был высылать
Историк Виктор Земсков уточняет, что обязательная репатриация военнопленных была взаимной по отношению к СССР и странам союзнической коалиции: США, Великобритании и Франции. Так, с 1945 по 1946 годы Советский Союз передал США свыше 21 тысячи граждан этой страны. Причем за это время сотрудники контрразведки выявили в советских лагерях среди американцев 52 коллаборациониста, сотрудничавших во время войны с гитлеровцами (французов этой категории было свыше 19 тысяч, англичан – 18 человек). Все они также были переданы властям своих стран, где пособников нацистов привлекли к суду.