28/08/22

Каких женщин власовцы делали походно-полевыми жёнами

В своих воспоминаниях о Великой Отечественной войне красноармейцы часто рассказывают о фронтовых подругах, которые скрашивали суровые военные будни. Медсестры, повара, связистки часто становились походно-полевыми женами офицеров. Но подобные отношения складывались на фронте также и в войсках противника. Например, у военнослужащих Русской освободительной армии (РОА), которыми командовал генерал Андрей Власов, тоже были и жены, и фронтовые подруги.

Русские на службе у гитлеровцев

Известный историк, писатель-публицист Борис Соколов в своей книге «Оккупация. Правда и мифы» (Москва, 2002 г.) рассказал, что бывший командующий 2-й ударной армией, А. А. Власов, попавший в плен 11 июля 1942 года на территории Ленинградской области, в коллаборационистских газетах «... изображался едва ли не как новоявленный мессия, призванный спасти Россию от большевиков».

Многие представители русской эмиграции до сих пор считают, что он был идейным противником коммунизма. Противоречивая фигура руководителя РОА и Комитета освобождения народов России (КОНР) вызывает жаркие споры среди исследователей.

Автор книги «Кто и как управляет миром» (Москва, 2014 г.), Анна Мудрова, написала, что после перехода на сторону фашистов генерал А.А. Власов занимался агитационно-пропагандистской работой, а формирование собственно боевых частей РОА началось лишь в 1943 году. В них входили:

  • бойцы Красной армии, перебежавшие через линию фронта по идейным или личным мотивам;
  • военнопленные, согласившиеся сотрудничать с гитлеровцами;
  • остарбайтеры, вывезенные в Германию с оккупированных территорий СССР;
  • белоэмигранты и их сыновья, выросшие в Европе.

По оценкам экспертов, в апреле 1945 года в РОА служило около 130 тысяч человек. Кроме боевых частей в армии коллаборационистов создавались разведывательные спецшколы, которые готовили диверсантов для отправки в СССР.

Пример руководителя

Личная жизнь генерала А. А. Власова была насыщенной, рядом с ним всегда находилась какая-нибудь фронтовая подруга. Об этом писали многие биографы и историки. Например, автор книги «Власов. Два лица генерала» (Москва, 2003 год издания) Николай Коняев считает, что характер этого военачальника наглядно демонстрируют его отношения с женщинами.

Первой супругой Андрея Андреевича была Анна Михайловна Воронина. Причем, если судить по фронтовым письмам генерала, он пытался выпросить у нее прощение за роман, случившийся еще до Великой Отечественной войны, с ленинградской парикмахершей, которую звали Юлия Семеновна Осадчая. Эта женщина родила в 1937 году от генерала дочь Раису.

А в начале войны А.А. Власов стал сожительствовать с военврачом Агнессой Павловной Подмазенко, сын этой пары появился на свет в 1942 году, мальчик был назван Андреем в честь отца. Пока одна походно-полевая жена рожала ребенка, военачальник сошелся с новой пассией – поваром Марией Игнатьевной Вороновой.

И после пленения немцами генерал не остался без внимания женщин. В его жизни всегда были буфетчицы, секретари-машинистки, медсестры, связистки... Летом 1943 года руководитель РОА познакомился с женщиной, которая стала его второй супругой. Это была вдова офицера-эсэсовца, Адельгейда Биленберг, близкая к окружению рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера.

«Власов не был бы Власовым, если бы ограничился одной только чистой любовью. Очень трудно сказать, чего было в этом романе с его стороны больше – любви или расчета. Как нам кажется, расчет превалировал... Во всяком случае, так было поначалу... Через постель Хайди Биленберг, близко знакомой с Гиммлером, гораздо легче было выйти на прямой контакт с вождями рейха, нежели через кропотливые хлопоты прибалтийских немцев или тонкие интриги разведслужб», – написал в своей книге Н. М. Коняев.

Впрочем, заключенный в апреле 1945 года брак продлился не дольше медового месяца. Примечательно, что во время ареста генерала сопровождала некая женщина, но не супруга-немка. По мнению многих биографов, это была очередная пассия военачальника.

Походно-полевые жены

А. А. Власов женился на эсэсовской вдове, занимавшей достаточно высокое положение в обществе, поскольку он был генералом и преследовал определенные политические цели. Другие военнослужащие РОА тоже устраивали свою личную жизнь, находя спутниц в своем круге общения. У власовцев, следовавших примеру своего руководителя, были как официальные супруги, так и походно-полевые жены или просто фронтовые подруги.

В основном, жизнь солдат и офицеров РОА скрашивали девушки, которых немцы вывезли с оккупированной территории СССР для работы в Германии, а также дочери белоэмигрантов, охотно вступавшие в ряды армии коллаборационистов. Не исключено, что некоторые из этих женщин надеялись улучшить условия своей жизни, связав судьбу с военнослужащими – союзниками гитлеровцев.

В американском журнале «Вестник Online», который издают эмигранты из России, была опубликована статья Исаака Гольдмана «Судьба полковника Зверева» (No 9 (268) от 24 апреля 2001 года). В ней автор рассказал о командире второй дивизии РОА, который дважды попадал в плен к фашистам. В первый раз офицер, сбежавший из немецкого лагеря, вызвал немало подозрений у сотрудников НКВД, но сумел убедить командование в том, что никого не предавал. А после второго пленения командир 350-й стрелковой дивизии Григорий Зверев понял, что обратного пути для него просто нет. Никто не поверит ему в случае еще одного успешного побега от немцев.

И пока официальная супруга и две дочери офицера после эвакуации жили в городе Фрунзе, полковник завел себе походно-полевую жену – некую аптекаршу Татьяну К. С ней он в мае 1945 года пытался пробиться на запад, в американскую зону влияния, но безуспешно. Понимая, чего им ожидать от советской власти, Григорий и Татьяна попытались покончить с собой, она отравилась медицинскими препаратами, а он пустил себе пулю в висок, но выжил, лишившись лишь правого глаза. Г. А. Зверева повесили в 1946 году за измену Родине вместе с А. А. Власовым и другими представителями руководства РОА.

Официальные супруги

Впрочем, не все военнослужащие РОА были любвеобильными изменниками, сразу забывавшими о женах с детьми, после перехода на сторону гитлеровцев. Некоторые из них изначально являлись холостяками, они создавали семьи уже в Германии. Как, например, ротмистр Георгий Чавчавадзе (Бен Чавчавадзе). Сведения о его судьбе содержатся в биографическом словаре «Русские в Северной Америке», который был составлен основателем Конгресса русских американцев Евгением Александровым и издан в 2005 году при участии Санкт-Петербургского государственного университета.

Георгий Николаевич Чавчавадзе оказался в Германии в 1938 году, когда ему было 17 лет. Советское правительство просто обменяло их с матерью на австрийских коммунистов, арестованных нацистами. После окончания военного училища молодой человек воевал на Восточном фронте против бойцов Красной армии, начиная с 1941 года. Он был участником кровопролитных сражений в Латвии, под Лугой, Витебском, Великими Луками, Вязьмой и Ржевом. В РОА бравый ротмистр быстро дорос до должности командира 3-го эскадрона разведывательного дивизиона, которым руководил майор Б. А. Костенко.

В то же время Г. Н. Чавчавадзе женился на Ирине Георгиевне Климовой, которая служила машинисткой при штабе 1-й пехотной дивизии вооруженных сил КОНР, дислоцированном в немецком городке Мюнзингене. По данным некоторых биографов, Ирина некоторое время была секретаршей А. А. Власова, хотя эти сведения не подтверждены документально.

Судьба супругов Чавчавадзе сложилась менее драматично, чем у большинства власовцев. Им удалось избежать советского плена. Из Западной Германии, территория которой контролировалась американцами, Георгий и Ирина переехали в Канаду, где вырастили троих детей. Г. Н. Чавчавадзе 35 лет преподавал в университете г. Оттавы.

Бесправные женщины-остарбайтеры

Большинство военнослужащих РОА женились на так называемых остарбайтерах – жительницах оккупированных регионов СССР, перевезенных фашистами в Германию. Такой брак сулил этим бесправным девушкам и женщинам, воспринимавшимся немцами как дешевая рабочая сила, хоть какой-то официальный статус. Впрочем, никаких поблажек супругам солдат и офицеров РОА гитлеровцы, судя по всему, не делали.

Соавторы книги «РННА. Враг в советской форме» (Москва, 2012 год издания), Дмитрий Жуков и Иван Ковтун, привели интересный документ – коллективное письмо жен военнослужащих РОА, адресованное генерал-лейтенанту Г. Н. Жиленкову, возглавлявшему управление пропаганды КОНР. В нем бесправные женщины-остарбайтеры жалуются на свое тяжелое положение и просят о помощи.

«Господин генерал-лейтенант, уже шесть месяцев работаем мы на бумажной фабрике и вынуждены были сильно голодать, и продолжаем голодать. Было, правда, небольшое исключение, когда мы 14 дней получали в небольших количествах продукты. Теперь же мы получаем только 200 г хлеба, 50 г маргарина и 1 раз в день 1 литр супа из брюквы. При этом питании мы работаем 11-12 часов ежедневно и многие из нас заболели, в том числе дети», – посетовали супруги солдат РОА.

Неизвестно, помог ли Г. Н. Жиленков обратившимся к нему женщинам. Судя по письму, они ожидали от немецкого руководства более лояльного отношения к себе, поскольку связали свою жизнь с бойцами армии коллаборационистов.