Первая в XXI веке война на Европейском континенте, как иногда называют на Западе вооружённый конфликт в Южной Осетии в августе 2008 года, для России в военном плане вышла противоречивой. С одной стороны, непозволительные для столкновения с соперником ниже классом потери и вскрывшиеся проблемы с коммуникационным оснащением военных. С другой – достижение важных стратегических целей и тотальное превосходство российского оружия. Были и приятные бонусы в виде большого числа захваченной военной техники, в которой нашлось много интересного для отечественной оборонки.
От «глоков» до «Пионов»
Пять дней, которые длился конфликт, оказались богатыми на трофеи. Только согласно официальным данным Минобороны РФ, у противника было захвачено до 150 единиц бронетехники. В основном это были образцы из «советского прошлого» Грузии: танки Т-72, батареи ЗРК «Бук», самоходные артиллерийские установки 2С7 «Пион», бронетранспортёры. Но попались также машины из НАТОвского настоящего: турецкие броневики «Кобра», вездеходы Land Rover, пикап Dodge и даже скоростные катера Sea Doo.
И это не говоря о захваченных четырёх тысячах единиц стрелкового оружия, в том числе почти 800 американских винтовок М-16А2, карабинов М4 и Bushmaster XM-15. Среди них были даже «изюминки»: несколько немецких автоматов HK G36, пулемёт ПК болгарского производства и АК-47 – чешского, «глоки», «кольты» и CZ-75.
Ко всему прочему в распоряжение отечественной армии попали боевые знамёна 11-батальона лёгкой пехоты и 21-го отдельного сапёрного батальона грузинских вооружённых сил, средства связи и ведения разведки, мобильные электростанции иностранного производства. Последнее представляло для российской стороны едва ли не больший интерес, чем всё оружие вместе взятое.
Однако самый главный трофей оказался у военнослужащих ВС РФ почти спустя неделю после завершения активной фазы боевых действий: в районе порта Поти 18 августа ими были остановлены и конфискованы пять бронеавтомобилей Humvee - M1151 и М1152. Машины были почти новые – 2007 года выпуска и с пробегом всего 400 километров. На кузовах каждой из них красовались заводские наклейки с надписью «US property».
Когда «начинка» дороже машины
Версии того, как американские «хаммеры» оказались в Грузии, разнятся. По данным еженедельника Congressional Quarterly – издания, освещающего деятельность конгресса США – Humvee в начале августа прибыли на военную базу Вазиани под Тбилиси якобы для участия в совместных с грузинскими военными учениях. По плану они должны были стать своеобразными командными центрами, откуда осуществлялось бы руководство марш-броском танков Т-72А. Однако из-за начала боевых действий американское руководство приняло решение вывезти технику и военных. И в тот момент, когда бронеавтомобили тихо и мирно стояли в порту, ожидая погрузки вместе с двумя контейнерами другого штабного имущества, нагрянул российский десант.
У Минобороны РФ совсем другой взгляд на произошедшее. Пять машин, по информации ведомства, были задержаны на пути к Поти, где они собирались забрать «контейнеры с гуманитарной помощью от США». «Хаммеры» были изъяты, поскольку в них находились автоматы Калашников и другое оружие. Конфисковали военные и два транспортных контейнера с имуществом американских вооружённых сил, находившихся в порту.
Позднее командующий корпусом морской пехоты Соединённых Штатов генерал Джеймс Конуэй сообщил, что четыре Humvee были обычными, ещё один – бронированным. Он также уточнил, что «ни в одном из HMMWV не было ничего наподобие секретного оборудования», в них «вообще не было радио, только стандартная радиофурнитура». Но даже несмотря на это военачальник подчеркнул, что Вашингтон намерен выставить Москве счёт за «хаммеры». Затем в Пентагоне неоднократно выступали с заявлениями и призывами вернуть технику.
Понять беспокойство американских военных можно — стоимость одного только военного «хаммера» достигает внушительных 540 тысяч долларов. В то же время для армии США эти внедорожники – сродни расходному материалу: в одном только Ираке было уничтожено несколько тысяч таких машин. Просто, Конуэй скорей всего лукавил, и у тех, что американцы потеряли на Ближнем Востоке, были совсем другие «внутренности».
«Не случайно, как мы убедились, Пентагон волнуется о своих «хаммерах». Мы много интересного нашли в начинке этих автомобилей и продолжаем работать в этом направлении», — рассказал 26 августа 2008 года замначальника Генштаба ВС РФ Анатолий Ноговицын.
Отдельный вопрос касался содержимого контейнеров, изъятых в Поти. Официальный представитель Минобороны США Брайан Уитмэн утверждал, что оборудование, обладающее высокой ценностью для разведки, в результате инцидента скомпрометировано не было. При этом он признал, что не обладает всей информацией: не знает, что попало в распоряжение русских и кому вообще принадлежат контейнеры. Вместе с тем Washington Times уверяла, что российским десантом было захвачено «чувствительное» оборудование.
Через какое-то время стало известно, что в конфискованных машинах оказались системы закрытой шифрованной связи и распознавания «свой-чужой», оборудование для точного определения местоположения и наведения оружия по GPS-сигналу, а также система, позволяющая получать данные с американских спутников раннего предупреждения о ракетном нападении в интересах обычной системы ПВО. Военные эксперты предположили, что отряд из пяти «хаммеров» и одного «лэндровера», захваченного вместе с ними, — это целый разведывательно-информационный центр, который может обеспечивать управление войсками на поле боя.
Как пишет «Кавказский узел»**, в Минобороны РФ уверены, что находка фактически вскрыла систему безопасности США.
В возврате отказано
Естественно, что раскидываться такими ценными трофеями российская сторона не стала. Более того, практически все они были направлены на детальное изучение. Тщательнее всего, конечно, рассматривались «хаммеры» и их начинка. Трофейные танки Т-72 были использованы для экспертной оценки модернизации советской техники по западным технологиям. Многие захваченные штурмовые винтовки и карабины попали в НИИ российского министерства обороны и были использованы для исследований.
Остальная же часть трофейного оружия показали на «выставке победителей» в Абхазии, а затем сдали в музеи: в Кубинке, Рязани и других городах страны. И ни один экземпляр не вернулся ни в Грузию, ни в США.
** - средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, и (или) российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента