В первые недели операции «Барбаросса» фашисты захватили в СССР множество трофеев. Отступая, красноармейцы бросали на складах сохранные образцы оружия, техники и боеприпасов. Захваченное советское вооружение применялось Третьим рейхом вплоть до весны 1945 года. И вооружали им не только членов коллаборационистских формирований. Трофейное оружие массово использовалось немцами во всех родах войск, за исключением авиации.
Пехотинцы
Реалии Второй мировой войны опровергают расхожее мнение о том, что «русские воевали с винтовками, а немцы – с автоматами». Трофейная классическая «трёхлинейка» Мосина пользовалась спросом и в вермахте. Правда, в первую очередь в ход шли винтовки с оптическим прицелом. Советская оптика, как ни удивительно, на начало войны превосходила по качеству немецкую. Именно с такой винтовкой воевал один из лучших снайперов вермахта Йозеф Аллербергер, подстреливший 257 советских солдат. «Мосинки» официально были приняты немцами на вооружение под названием Gewehr 252(r).
Ещё большей популярностью у немецких снайперов пользовалась самозарядная винтовка Токарева (СВТ-40). Огромные запасы этого оружия в 1941 году находились в Белоруссии, и вывезти их до прихода фашистов не удалось. Немцы переименовали винтовки Токарева в Selbstladegewehr 259(r). Ими вооружали ягдкоманды, который «охотились» за партизанами. Винтовка Токарева имелась на вооружении многих частей СС и вермахта, например, 6-й горнопехотной дивизии СС «Норд», сражавшейся под Мурманском и в Карелии.
По достоинству оценили немцы пистолеты-пулемёты Шпагина и Судаева. Из-за нехватки боеприпасов трофейные ППШ и ППС были переделаны под патроны от Парабеллума 9 на 19 мм. После «модернизации» это оружие проходило по документам как Maschinenpistole 717 и 719 соответственно. Переделка ослабила боевую мощь ППШ. Тем не менее, по свидетельству историка Энтони Такера-Джонса, данный пистолет-пулемёт «стал вторым по использованию в частях вермахта автоматом после знаменитого «шмайссера» МР 38/40». Не брезговали советскими автоматами и эсэсовцы – даже в 1945 году против русских сражался полк СС, вооружённый пистолетами-пулемётами Судаева.
На многочисленных снимках с Восточного фронта можно увидеть немцев, вооружённых пулемётами ДШК, ДТ, ДП-27, ДС-39, авиационными пулемётами ШКАС. Некоторые из них применялись в качестве зенитных.
Пользовались немцы и довольно редкими противотанковыми 14,5-мм ружьями системы Симонова (в немецкой документации Panzerbüchse 784(r).
Артиллеристы
Захваченные трофеи обеспечили фашистов зенитной артиллерией. Советские 76-мм и 85-мм пушки немцы переделывали в 88-мм орудия. Немало «сталинских соколов» было подбито из трофейных зениток 61-К.
В противотанковой артиллерии превосходство советского оружия над немецким оказалось ещё более явным. Немецкие орудия неспособны были пробить броню русских тяжёлых танков. Зато с этим отлично «справлялись» трофейные 76-мм орудия Ф-22. Применялись такие орудия и против советских кораблей на Волге.
Несколько усовершенствовав снаряд, гитлеровцы переименовали Ф-22 в 7,62-cm-Pak 36. Поставленные «на колесо», они превращались в эффективные САУ.
Захватив Харьков в октябре 1941 года, немцы овладели чертежами 120-мм миномётов. Эта советская продукция поставлялась в вермахт с 1942 года под названием sGrW-42.
Стоит упомянуть и о 122-мм гаубицах систем Круппа и Шнайдера. Изначально немецкие, они были закуплены Россией ещё до Первой мировой войны и модернизированы в СССР в 1930-х годах. Эти гаубицы уступали в дальности стрельбы новейшим немецким образцам, но командование сочло их пригодными для войны на Западном фронте. Вывезенные из СССР гаубицы прикрывали Атлантический вал от нападения союзников. Как пишет историк Анатолий Сорокин, немцы наладили даже собственное производство боеприпасов, поскольку трофейные скоро закончились. Максимальное количество – 696 тысяч выстрелов — было выпущено в 1944 году.
Танкисты
Немецкое название для трофейных танков – Beutepanzer. В начале Великой Отечественной войны фашисты захватили около 1100 образцов Т-26, 300-500 танков БТ, 40 штук Т-28. Самыми ценными трофеями оказались 45 новейших КВ-1 и Т-34 – эти две модели, о которых немцы не имели представления, заметно превосходили технику Гитлера. Часть советских танков командование передало в учебные подразделения, но и на фронте они применялись с самого начала войны, например, при осаде Брестской крепости. Согласно документам и фотографиям, бронетехнику распределили среди танковых и пехотных дивизий вермахта и полевых частей СС.
Правда, имелся нюанс – если советская техника ломалась, то её, в отличие от немецких машин, практически не ремонтировали. Так что к 1943 году у фашистов осталось лишь 126 трофейных советских танков. Чтобы сохранить их на ходу, гитлеровцы организовали ремонтную мастерскую в цехах Харьковского тракторного завода.
Средний танк Т-34 ценился особенно высоко. За его захват в исправном виде солдатам выдавали солидную премию – 40 бутылок алкоголя. Но у танка были и недостатки – по воспоминаниям одного из пленных эсэсовцев, в экипажи Т-34 приходилось набирать только физически сильных людей – как правило, бывших строителей или крестьян. Это объяснялось конструктивными особенностями модели.
Оценили немцы и боевые качества танков КВ-1 и КВ-2. Правда, последнюю модель удавалось захватить очень редко – немцы попросту не могли отбуксировать «монстров Сталина» с 12-тонными пушками.
Хотя трофейные танки перекрашивались в камуфляжный цвет и на них рисовали кресты, в пылу боя случались проблемы с идентификацией и немецкие танкисты гибли от «дружественного огня».
«<...> Наводчики орудий начинали вести огонь, ориентируясь в первую очередь по силуэту танка, не подпуская танки на короткие дистанции, когда становились различимы опознавательные знаки», – утверждает Василий Дюнов, автор книги о трофейной бронетехнике в Вермахте и Ваффен-СС.
За исключением самых востребованных танков КВ-1 и Т-34 остальные трофейные модели редко появлялись на передовой. Часть из них переделали в тягачи, другие использовались на периферийных театрах войны. Лёгкие советские танки Т-26 воевали в составе армии «Лиса пустыни» Роммеля в Северной Африке. Некоторое количество трофейной бронетехники немцы отдали союзникам-румынам.