01/12/20

Какой ущерб Германия не доплатила СССР за Великую Отечественную

СССР не стал требовать от Германии возмещения большей части ущерба, нанесенного нашей стране в ходе гитлеровской оккупации. Несмотря на это Берлин не выплатил в полном объеме даже оговоренные в документах репарации. Об этом пишут российские историки. В Германии, разумеется, придерживаются иного мнения.

На щадящих условиях

Вопрос о германских репарациях решался странами-победителями на Ялтинской и Потсдамской конференциях, соответственно в феврале и августе 1945 года. В Ялте И. Сталин предложил определить сумму компенсации в 20 млрд долларов, из которых 50% должны быть выплачены СССР, остальные поделены между союзниками – Францией, Великобританией и США. Сумма отнюдь не заоблачная. Для сравнения, поставки союзников по ленд-лизу оценивались в 11 млрд долларов. Предполагалось, что СССР дополнительно получит из западных зон оккупации примерно 25% демонтированного оборудования.

Конкретные очертания тема репараций получила в Потсдаме. Было принято решение, что убытки будут возмещаться Советскому Союзу за счет восточной зоны оккупации Германии, а также немецких активов, находящихся в Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Австрии и Финляндии. СССР заявил о готовности удовлетворить репарационные претензии Польши, отдав ей 15% своей доли. Остальные страны- победительницы причитающееся должны были получить из западных зон оккупации.

Все понимали, что для Германии был установлен щадящий режим репарационных выплат. На этом настаивал Сталин, так как он прекрасно осознавал, что именно чрезмерные санкции по итогам Первой мировой войны подорвали германскую экономику и в конечном итоге привели к популярности национал-социалистических идей. Советский лидер постарался не допустить появления Четвертого рейха. Его главной задачей было уничтожить не экономику, а военный потенциал Германии.

Компенсация и материальными ценностями, и живой силой

О компенсации причиненного Германией ущерба советское правительство начало думать еще в разгар войны. Так, в сентябре 1944 года Госплан разослал министерствам запрос с рекомендацией составить список того, что их могло бы интересовать в германской промышленности. Впоследствии этими вопросами занимался вновь созданный Особый комитет по восстановлению народного хозяйства СССР. Уже к маю 1945 года в качестве репарационных выплат из Германии было вывезено капитальное оборудование, имущество и материалы объемом свыше 550 тысяч тонн. Речь идет прежде всего о заводах, машинах и товарных запасах.

По данным Главного трофейного управления, в СССР из Германии переправили около 400 тыс. вагонов, 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов, 1 млн 335 тыс. голов скота, 2,3 млн тонн зерна, 1 млн тонн овощей, 500 тыс. тонн жиров и сахара, 20 млн литров спирта, 16 тонн табака. Кроме того, советским астрономам достались телескопы обсерватории Берлинского университета Гумбольдта, метростроителям – вагоны берлинской подземки, морфлоту – круизные лайнеры.

Историки пока не берутся оценивать, насколько германские репарации содействовали восстановлению советской экономики, прежде всего в силу отсутствия полных статистических данных о количестве вывезенных в СССР материальных ценностей, а также о размерах нанесенного Германией ущерба в годы войны. Важно заметить, что далеко не все немецкое оборудование функционировало, большой проблемой была и нехватка квалифицированных кадров, способных на нем работать. Однако все же очевидно, что германские репарации ускорили процесс возрождения народного хозяйства СССР.

Очень важным для советской оборонной промышленности стало использование немецких военных технологий. Как отмечал советский ученый Борис Черток, один из ближайших соратников С. П. Королёва, в нашу страну было доставлено много готовой ракетной техники и документации, что дало мощный импульс развитию советского ракетостроения. Большой вклад в это дело внесли немецкие ученые, привезенные в СССР вместе с семьями. Существует версия, что германские наработки применялись и при создании знаменитого АК-47 (автомат Калашникова). Во всяком случае немецкий конструктор Хуго Шмайсер какое-то время работал в Советском Союзе.

Германская рабочая сила наряду с материальными ценностями стала неотъемлемой частью репараций. В условиях катастрофической демографии это имело для СССР принципиальное значение. Труд немецких военнопленных в ходе восстановления разрушенного войной хозяйства, в первую очередь городов, использовался вплоть до 1955 года.

Еще в 1950-е годы специалисты из ГДР оценили общий объем германских репараций СССР почти в 16 млрд долларов, что на сегодняшний день соответствует 170 млрд долларов. Это приблизительно 23% ВВП всей Германии на конец 1940-х годов и 60% ВВП ГДР. В результате потенциал восточногерманской промышленности был основательно подорван. По сути, вплоть до распада Советского Союза ГДР так и не смогла оправиться от репарационного удара по экономике, что, по мнению историков, стало одной из важнейших причин, способствовавших объединению Германии.

В 2005 году Польский институт международных отношений привел свои данные по репарациям, которые получил Светский Союз. Цифры оказались гораздо скромнее, чем у восточногерманских аналитиков – 3,081 млрд долларов, из которых ПНР было выделено 228 млн (порядка 7,5%). Репарации из восточногерманской зоны оккупации выплачивались СССР вплоть до 1953 года, пока не были прекращены, согласно соглашению между правительствами СССР и ГДР.

Задолжали больше

Сумма в 20 млрд долларов, которую называл Сталин, не фигурирует ни в каких официальных документах. Итоговые цифры собирались зафиксировать в мирном договоре с Германией, однако уже через четыре года страна, с которой воевал Советский Союз официально перестала существовать, а в 1955-м президиум Верховного Совета СССР выпустил Указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией».

По подсчетам французского экономиста А. Клода, стоимость общего ущерба, причиненного Советскому Союзу, была значительно больше суммы, оглашенной советским вождем, – не менее 128 млрд долларов в довоенных ценах. Это, по мнению француза, примерно половина от общей суммы ущерба, нанесенного гитлеровским режимом всем странам вместе взятым. Советские ученые, в частности экономист Николай Вознесенский, полагали, что репарационные поставки Германии не превысили и 4% от полной стоимости ущерба.

Авторы труда «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» установили, что прямой ущерб от уничтожения имущества граждан и организаций составил 679 млрд рублей, или 128 млрд долларов. Это согласуется с выводами Клода. Однако косвенный ущерб советской экономике, по данным из указанной же книги, превысил 485 млрд долларов. В него входят неполноценная работа предприятий, потеря рабочей силы, стоимость конфискованных предметов производства и многое другое.

Сложности подсчета

И все же в настоящий момент трудно точно определить цифру, которая отражает реальный масштаб германских репараций, как полученных, так и невыплаченных. Это во многом объясняется традиционной для СССР секретностью документации министерств и неразберихой, которая творилась в ведомствах, занимавшихся вывозом немецкого имущества. К примеру, никто скрупулезно не подсчитывал, сколько вывезли из Германии многочисленные трофейные бригады, так как данный процесс постепенно приобрел хаотичный характер.

Из Германии в Советский Союз везли все подряд – произведения искусства, книги, домашнюю утварь, мебель, ковры, посуду, ювелирные изделия, автомобили, мотоциклы и пр. Много ценностей оказалось в музеях и картинных галереях, но немало осело в частных коллекция генералитета и гражданских чиновников. По некоторым данным, до 1952 года из Германии в СССР переправили до 900 тысяч предметов искусства. Сложно даже предположить, на какую сумму. Местонахождение многих экспонатов, вероятно, обнаружить так и не удастся.

С другой стороны, немецкие войска вдоволь пограбили Советский Союз, забрав огромное количество произведений искусства и других материальных ценностей. Далеко не все из этого вернулось в музеи нашей страны. СССР и Российская Федерация предпринимали немало попыток вернуть награбленное нацистами в период оккупации, но это имело лишь локальный успех. Власти Федеративной Республики Германии заявляют, что возвращение «перемещенного» с территории бывшего СССР имущества невозможно, так как оно находится в частной собственности.

Видимо, для Берлина полностью закрыт и вопрос репарационных выплат Москве. Германский минфин в 2000 году подготовил отчет, согласно которому страны-победительницы брали репарации в одностороннем порядке и нормативных записей на этот счет не существует. Именно поэтому, с точки зрения министерства, нельзя назвать точную сумму германских выплат России.