31/08/17

Какой вклад внёс Юрий Андропов в историю СССР

Юрий Андропов 15 лет возглавлял КГБ и 15 месяцев был Генеральным секретарем СССР.  За время его короткого правления страной были сменены 18 министров, «переизбраны» 37 первых секретарей обкомов КПСС.

Усиление КГБ

С 1967 года по 1982 год Юрий Андропов занимал должность председателя КГБ СССР. Это было время напряженного противостояния МВД и КГБ. Когда к власти пришел Леонид Брежнев, ему необходим был мощный противовес армии и КГБ, им и стало Министерство внутренних дел, во главе которого встал близкий Брежневу Николай Щелоков.

Высшие должности в Политическом управлении Внутренних войск МВД занял зять Леонида Брежнева Юрий Чурбанов (про него в народе ходила поговорка «Не имей сто баранов, а женись, как Чурбанов»).

Когда главой КГБ стал Андропов, Комитет ещё не был той всевластной организацией, которой он стал позже. КГБ набрал силу на фоне противостояния с МВД. Андропову удалось создать хорошо функционирующую сеть райотделов КГБ, штат которых курировал все организации и предприятия. Несмотря на то что КГБ формально не вмешивался в кадровую политику, ни одно важное назначение не происходило без участия Комитета. Его сотрудники благодаря своему всеобъемлющему влиянию пользовались солидными привилегиями, хотя взяточничество в своем ведомстве Андропов пресекал на корню. При Андропове также повысились оклады и премии сотрудников Комитета.

Разведчик Михаил Светлов писал: «Андропов внедрил чекистов во все звенья государственной машины. Заместители руководителей от «органов» сидели на радио и телевидении, в министерстве культуры». Для того чтобы повысить степень важности своей структуры, Андропов вел активную борьбу с диссидентством, а затем и с «агентами влияния» (термин, введенный Андроповым в 1972 г.).

Усилить КГБ у Андропова получилось. Доказательством тому служило большое количество бывших «комитетчиков» в кабинетах власти и в крупном бизнесе.

Борьба с коррупцией

Андропов вел борьбу с коррупцией еще когда занимал должность председателя КГБ. Специальными следственными бригадами КГБ в Азербайджанской и Грузинской ССР были проведены ревизии, в ходе которых были разоблачены коррупционные схемы, арестованы сотни партийных функционеров, чиновников и даже несколько районных прокуроров.

КГБ организовывал проверки и в столичных кабинетах, но пока у власти был «дорогой Леонид Ильич» хода громким делам не давали.

Когда Андропов стал Генсеком, наступление на коррупцию приобрело союзные масштабы, была объявлена настоящая война торговой мафии. Одним из первых был арестован директор Елисеевского магазина Юрий Соколов, пойманный с поличным во время получения очередной взятки. Его приговорили к высшей мере наказания. Дальше - больше. За короткое время в одной только Москве к ответственности были привлечены больше 15 000 работников торговли. В числе прочих были арестованы директор гастронома «Новоарбатский» Филиппов, начальник Мосплодоовощепрома Уральцев, директор Куйбышевского райпищепрома Бегальман.

Андропов проводил чистки и среди партийных верхов. В Москве сменилось более 30% партийных руководителей, на Украине — 34%, в Казахстане — 32%.

Борьба с мошенниками давала свои плоды. По официальным данным, темпы роста экономики СССР в 1983 году составили 4,2% (против 3,1% в 1982-м); национальный доход вырос на 3,1%; промышленное производство — на 4%; производство сельскохозяйственной продукции — на 6%.

Начал смену элит

Кадровая политика Юрия Андропова отличалась решительностью. Ещё в 1970-е годы он создавал «внутреннюю партию» своих приверженцев в элитных кругах СССР. При этом он сводил их в группы по пять человек, причем члены каждой пятерки знали только друг друга и ничего не ведали о других группах. Подобный принцип Андропов, возможно, унаследовал от своего учителя Отто Куусинена, который состоял в масонской ложе.

Андропову мы «благодарны» за то, что он ввел в Политбюро и «продвинул» Михаила Горбачева. Андропов также поспособствовал продвижению по властной лестнице Эдуарда Шеварднадзе, Александра Яковлева, Николая Рыжкова и Егора Лигачева, которые заменили брежневские кадры.

Приоткрыл железный занавес

Несмотря на репутацию жесткого борца с инакомыслящими, Андропов проявлял искренний интерес к жизни творческой интеллигенции и даже приобрел славу либерального Генсека в отношении деятелей культуры.

Знавшие Андропова лично, свидетельствуют, что интеллектуально он выделялся на общем сером фоне Политбюро застойных лет, читал литературные журналы, с интересом следил за искусством. Андропов хорошо относился к абстракционистам и даже покупал их картины.

На его рабочем столе лежали книги Гегеля и Декарта. Когда члены Политбюро спрашивали Андропова, зачем ему эти книги, то Юрий Владимирович отвечал: «Чтобы было, о чём с вами разговаривать».

В кругу доверенных людей Андропов мог позволить себе сравнительно либеральные рассуждения. Что показательно, при Андропове начался массовый выпуск лицензионных грампластинок популярных западных исполнителей тех жанров, которые раньше считались идеологически неприемлемыми (рок, диско, синти-поп) — это должно было подорвать экономическую базу спекуляции грампластинками и магнитными записями. Так потихоньку приоткрывался идеологический железный занавес.

Не допустил появления ракет в Европе

В вопросах международной политики Андропов придерживался принципиальной, жесткой позиции. В июле 1983-го он принимал в Кремле канцлера ФРГ Гельмута Коля и министра иностранных дел Ганса Геншера. На встрече стоял вопрос о размещении американских «Першингов» в Европе. Андропов был твёрд: «Пускай Запад не сомневается. Появление «Першингов» в Европе означает, что мы примем ответные меры». Решительность своих намерений Андропов продемонстрировал 1 сентября 1983 года, когда в небе над Сахалином при пролёте над территорией СССР был сбит южнокорейский «Боинг-747».

«Андроповка»

Далеко не каждый глава государства удостаивался «чести» остаться в истории благодаря народному прозванию одного из самых «народных» продуктов. Андропову это удалось.

Поступившая в продажу 1 сентября 1983 года водка сначала была названа «школьницей» или «первоклассницей». Поллитровка экономкласса в последние годы правления Брежнева стоила 5 руб. 30 коп. и неизменно дорожала. Новая водка стоила 4 руб. 70 коп. Советские граждане её оценили и назвали «Андроповкой». Наименование же самого напитка одно время даже расшифровывали как «Вот Он Добрый Какой Андропов». Ставшая легендарной «Андроповка» прожила недолго и через два-три года во времена Горбачева тихо сошла на нет, хотя и осталась советским водочным хитом сезона 1983-1984 годов.