09/12/18
Николай Постников

Какую касту в русской тюрьме называют «козлами»

В тюрьме заключенный должен быть все время начеку, просчитывать каждый шаг. Любая невинная ситуация может подорвать авторитет вора. Особенно это касается отношений с администрацией тюрьмы.

Кто сотрудничает с начальством

По воровским законам тесный контакт с администрацией устанавливать нельзя.
«Щепетильность преступного мира в этом вопросе очень велика, - писал Варлам Шаламов в «Колымских рассказах». - Пример: вор идет мимо вахты. Дежурный надзиратель кричит ему: «Эй, ударь, пожалуйста, в рельс, позвони, мимо идешь». Если вор ударит в рельс – сигнал побудок и поверок – он уже нарушил закон, «подсучился»».

Однако есть категории зеков, кто не гнушается сотрудничать с администрацией в местах заключения. Как правило, это осужденные за экономические или бытовые преступления даже по тяжкой статье, например, ранее законопослушный мужчина в запале или спьяну зарезал жену или приятеля. Из таких людей формируется каста «козлов», идущих на контакт с администрацией добровольно, за обещание досрочного освобождения и смягчение режима либо под жестким прессингом оперативного состава зоны.

Из «козлов» набирают «административный состав» заключенных: бригадиров, поваров, старост, завхозов и т. д. Разновидность «козлов» – «активисты». Они выполняют функции внутрилагерной полиции, это боевой кулак официального руководства зоны.

Но самая отчаянная категория - это «ссученные» - блатные, отказавшиеся от воровского закона и перешедшие на сторону администрации. Вор не имеет права доносить администрации колонии или тюрьмы на других заключенных, выдавать места нычек и занимать административные должности – нарядчика, старосты, десятника. В последнем случае вора называют «сукой», «ссучившимся» и объявляются вне закона. Администрация тюрьмы практически ничего не может сделать, чтобы его защитить. Максимум - переведут в «притесненку», камеру, где отбывают срок ему подобные.

Рассмотрением того или иного подозрительного поступка, с точки зрения «ссучился» или нет, занимаются «правилки» - «суды чести». Их положительное решение обычно влечет кровавую расправу.

Так, криминальный авторитет Александр Хлынов (Белый) был убит в городе Иванове на сходке воров в законе. Отбывая срок в ИК №9 г. Омска, он согласился на сотрудничество с администрацией и написал на имя начальника колонии заявление, в котором отказывался от «чуждых» для него «воровских традиций».

Отложенная смерть

Этот случай далеко не исключение. Газеты и новостные ленты пестрят сообщениями такого характера, описывая такие случаи. Так, в приморском ЗАТО «Большой Камень»  в июне 2013 года заключенного, заведующего промышленной зоны, убили за сотрудничество с администрацией колонии.  Преступление было совершено в коридоре дирекции промзоны колонии.

В Армавире двое заключенных избили третьего за сотрудничество с администрацией исправительной колонии. «Терпила» выдал тайник, в котором была припрятана брага.

Иногда расплата наступает, когда тюрьма уже позади и, кажется, можно облегченно выдохнуть. Но не тут-то было.

В октябре 2010 года в селе Новоалексеевка двое блатных после попойки вспомнили, что их третий собутыльник сотрудничал с администрацией ИТУ. Они жестоко его избили и пошли выпивать дальше. Вернувшись, увидели, что «ссучившийся» приятель еще жив,  погрузили его в багажник автомобиля и отвезли к пруду. Там они связали бывшего зека, затянув петлю на шее, привязали к его телу спортивную сумку, набитую кирпичами, и сбросили в воду.

Апрельским вечером 2017 года в квартире одного из домов в Калининградской области выпивали двое блатных, которые неоднократно сидели, причем дважды в одной и той же колонии. Во время застолья один обвинил другого в сотрудничестве с администрацией зоны. Конфликт тут же перерос в драку, и хозяин дома схватился за нож. От полученных ран гость скончался на месте.

Непоколебимые

Иногда администрация тюрьмы прилагает значительные усилия, чтобы склонить вора в законе к сотрудничеству. Применяются пытки - физические и моральные. Так, в ИК №6 г.Копейска воров заставляют прослушивать песни содомистского характера и рассказы о геях. Их транслируют по кругу.

Однако некоторые блатные готовы умереть, но не смириться. Об этом свидетельствует история  Агбарали Агбаралиева. За отказ 26-летнего заключенного от сотрудничества с администрацией колонии строгого режима №46 г. Невьянска его поместили в штрафной изолятор на 15 суток. После изолятора Агбарали сразу увезли в больницу, где он скончался в июне 2015 года. Тело молодого мужчины было все в синяках и ссадинах, а на груди виднелся след от электрошокера. В порядке протеста 1200 осужденных колонии объявили голодовку. В итоге начальника ИК-46 отстранили от работы.

Большой резонанс получила история с гибелью грузинского вора в законе Резо Малания по прозвищу Гага. В личном деле осужденного Малания хранится заявление об отказе от «воровских традиций». Однако, несмотря на наличие компромата, Малания не пошел на сотрудничество с администрацией колонии № 6 г.Копейска и не потерял авторитет среди заключенных. Большую часть срока он провел в штрафном изоляторе

Всю зиму непокорного зека держали в холодной камере. Он не мог надеть лагерную фуфайку, поскольку на нее нашили повязку члена секции дисциплины и порядка, поэтому оставался в одном нижнем белье. Умер Малания во время голодовки - он отказывался прикасаться к тюремной посуде.

Всего за два года сходным образом в ИТУ умерли 9 воров в законе. Воровской мир, озабоченный своим выживанием, постановил: «Не принимать во внимание отказные заявления, написанные под давлением или с угрозой для жизни и здоровья».