17/10/22
Н. С. Хрущёв в 1962 году

Какую «революционную» Конституцию хотел принять Хрущёв в 1964 году

Конституцию СССР 1936 года называли «сталинской». Никита Сергеевич Хрущёв, развенчав культ личности предыдущего генсека, не мог не захотеть оставить след в истории также и новой советской Конституцией. Он даже начал подготовительную работу по её принятию, но не успел довести её до конца. В октябре 1964 года пленум ЦК КПСС снял Хрущёва с должности Первого секретаря ЦК. И уже новый Первый секретарь Леонид Ильич Брежнев (в 1965 году его должность снова стала называться «Генеральный секретарь», как она называлась в 1922-1952 гг.) заменил «сталинскую» Конституцию СССР.

В какой мере «хрущёвская» Конституция стала прообразом «брежневской»

В 1961 году 22-й съезд КПСС принял программу строительства коммунизма. И уже в следующем году Никита Хрущёв дал распоряжение готовить новую Конституцию СССР, соответствующую этой программе. 25 апреля 1962 года Верховный Совет СССР образовал Комиссию по разработке новой Конституции. Председателем комиссии стал сам Хрущёв. В августе 1964 года Комиссия представила готовый проект Конституции.

После снятия Хрущёва конституционная Комиссия продолжила работу. Брежнев лично возглавил её в декабре 1964 года. Разработанный проект ему не понравился. На переделку ушло почти 13 лет. Как видно, с этим делом не спешили. В июне 1977 года был опубликован проект «брежневской» Конституции. 7 октября 1977 года Верховный Совет СССР принял его, как и положено, единогласно.

«Брежневская» Конституция была преемственна по отношению к не принятой «хрущёвской» Конституции, но всё же заметно отличалась от неё. В то же время «хрущёвская» Конституция сильно отличалась и от «сталинской» Конституции.

В Конституции 1936 года не было идейно-политической преамбулы, в Конституции 1977 года она имелась, и точно также преамбула намечалась в Конституции 1964 года. По содержанию они были почти тождественны, различаясь лишь незначительными формулировками. Более ощутима была стилистическая разница: в «хрущёвской» преамбуле хорошо заметна восторженная пафосность.

И ещё одно стилистическое отличие бросается в глаза при сравнении обоих текстов. В «хрущёвской» Конституции гораздо больше, чем в «брежневской», говорилось о грядущем коммунизме. Зато в ней полностью отсутствовал термин «развитой социализм», характеризовавший, согласно Конституции 1977 года, действительное состояние советского общества. Таким образом, если «брежневскую» Конституцию можно назвать Конституцией «уже построенного развитого социализма», то для «хрущёвского» проекта Основного Закона больше подошло бы выражение «Конституция строительства коммунизма».

Терминологические отличия

Среди отличий «хрущёвской» Конституции от предшествующей и от той, которая в итоге была принята, можно выделить как терминологические, так и концептуальные.  Например, Хрущёв предлагал переименовать Советы депутатов трудящихся в Народные Советы. Причём Верховные Советы СССР и союзных республик предполагалось назвать Верховными Народными Советами. Как известно, Брежнев переименовал Советы депутатов трудящихся в Советы народных депутатов, но при наименовании Верховных Советов слова «народных депутатов» не стали употребляться.

Вместо Советов Министров СССР и республик Хрущёв планировал учредить Правительственные Советы, а исполнительные комитеты местных Советов переименовать в Президиумы. Брежнев оставил за этими органами власти привычные названия, данные им Сталиным.

Концептуальные отличия

В непринятой Конституции 1964 года привлекают внимание некоторые статьи 11-й главы «Народные Советы». В них есть нормы, которых ни прежде, ни после не было в советских основных законах. Например:

«Статья 114. При каждых выборах состав депутатов Народных Советов обновляется не менее чем на одну треть. Гражданин может избираться в один и тот же Народный Совет не более чем три раза подряд…»

Следующая формулировка позволяет предполагать, что Хрущёв планировал допустить альтернативные выборы в Советы:

«Статья 115. Избранным считается кандидат в народные депутаты, получивший более половины голосов всех избирателей в избирательном округе».

А статья 113 впервые в советских законах упоминала возможность агитации не только «за», но и «против» любого кандидата. В «брежневскую» Конституцию такие нормы не прошли.

Любопытные новшества, также не встречавшиеся в существовавших доселе советских законах, содержались в главе 8-й конституционного проекта – «Основные права граждан»:

«Статья 81. Гражданам СССР обеспечивается свобода передвижения и выбора места жительства на территории СССР. Ограничения этого права возможны только на основании закона.

Статья 82. Граждане СССР имеют право на выезд за границу в установленном законом порядке».

В Конституциях 1936 и 1977 года такие свободы отсутствовали даже декларативно.

Обращает на себя внимание также формулировка статьи 75: «Каждый гражданин СССР и каждая семья имеют право на благоустроенное жильё». То, что жильё должно быть благоустроенным, не предусматривала ни одна из действующих советских Конституций, равно как и ныне действующая Конституция РФ.

Конституция СССР 1964 года, в соответствии с идеей отмирания государства при коммунизме, предусматривала более широкое применение прямого народовластия. Этому была посвящена целая 12-я глава «Прямое непосредственное народное правление». Его проявления делились на три разряда: народные собрания по местам жительства и трудовым коллективам, всенародное обсуждение, референдумы. Изменения основных положений Конституции могли производиться только путём референдума после всенародного обсуждения. Слова «советское общенародное социалистическое государство» стали заголовком 1-й главы (в Конституции 1977 года они сохранились только в тексте 1-й статьи).

Полномочия органов государственной власти могли в некоторых случаях по закону передаваться общественным организациям. Это также делалось в соответствии с представлениями о «переходе к коммунизму». С современной точки зрения, однако, в этой норме легко усмотреть почву для внеправового произвола.

Некоторые формулировки прав граждан были жёстче, чем в «сталинской» и «брежневской» Конституциях, ориентированы на подчинение интересам коллектива и господствующей идеологии. Это касалось, прежде всего, прав на личную собственность и индивидуальную трудовую деятельность, а также зависимости свободы совести от задач «атеистического воспитания».

Наконец, определение Коммунистической партии, как «руководящей и направляющей силы советского общества», появилось именно в «хрущёвском» проекте Конституции.