08/07/23

Калмыки в русской армии: какие победы они одержали над европейцами

Калмыки появились в России в начале XVII века и впоследствии приняли участие в войнах в составе русской армии. Одним из первых столкновений калмыцкой конницы с европейской армией был бой с польским войском в ходе войны с Польшей за Украину. В мае 1665 года около семи тысяч калмыков под командованием Якова Хитрово были направлены в Канев для поддержки гетмана Ивана Брюховецкого, который присягнул верность России.

Костомаров в своей книге "Руина" описывает, что 21 мая калмыки столкнулись с польским войском, которое находилось недалеко от Белой Церкви под командованием Яблоновского. Появление калмыков неожиданно для поляков и вызвало панику: они убежали в Белую Церковь и подожгли свои лагеря.

Калмыки также принимали участие в войне против шведов в начале XVIII века, воюя как против шведов, так и против союзных поляков под командованием Карла XII. Известно, что калмыцкие отряды участвовали в кампании 1701 года против шведов в Лифляндии и в 1706 году в Польше под командованием полковника Шульца на стороне короля Августа II, союзника Петра Великого.

22 сентября 1708 года произошла битва при Белине в Белоруссии между русским корпусом генерала Родиона Боура и частью шведских войск, в которой присутствовал сам король Карл. В составе Боура было 10 тысяч регулярной конницы и 6 тысяч калмыков, у шведов – 4000 пехоты и шесть конных полков. Сначала шведы, вдохновленные королем, смогли оттеснить русских, но потом попали в засаду. Калмыки выскочили из леса и атаковали шведов. Король Карл с трудом сумел спастись.

Через менее чем неделю, 28 сентября, калмыцкая кавалерия приняла участие в крупной битве при деревне Лесной, где был разгромлен шведский корпус генерала Левенгаупта. Калмыцкий отряд не успел присоединиться к исторической битве под Полтавой, однако некоторые источники свидетельствуют о присутствии некоторых калмыцких сил в составе российских войск. Шведский историк Нордберг писал, что когда часть свиты Карла XII во главе с графом Пипером бежала с поля боя, они почти столкнулись с калмыками, которые охотились по окрестностям и уничтожали остатки шведских войск. Увидев это, Пипер и его спутники решили вернуться назад и сдаться в плен русским.

В начале XIX века в русской армии существовали три иррегулярных калмыцких полка: 1-й и 2-й Астраханские и Ставропольский (расположенный в нынешнем Тольятти). Они активно участвовали в войнах против Наполеона. Кроме того, калмыки служили во многих полках Войска Донского.

Калмыцкие полки входили в состав сводного казачьего корпуса под командованием известного генерала Матвея Платова. В июне 1807 года Ставропольский калмыцкий полк проявил себя в боях с французской армией у города Тильзита в Восточной Пруссии. Калмыцкий военачальник Баглюнов и два калмыцких офицера были награждены орденами святой Анны за свои подвиги.

В Отечественную войну 1812 года калмыцкие полки вступили в первые дни. 16 июня они приняли участие в бою у города Гродно. Вместе с другими казачьими частями, калмыки прикрывали отступление русской армии в арьергардных боях и время от времени наносили контрудары противнику. 27 июля 1812 года Ставропольский полк внезапно ворвался в город Велиж, удивив врага. Великая Бородинская битва также стала известна благодаря рейду Платова, в котором участвовали калмыки. По приказу от 10 сентября 1812 года восемнадцать калмыцких воинов были лично представлены к наградам за храбрые поступки, совершенные с начала кампании.

С началом преследования армии Наполеона в октябре 1812 года и в Заграничном походе русской армии с 1813 года калмыки продолжали активно участвовать. 14 августа 1813 года 2-й Астраханский калмыцкий полк под командованием Тюменя принял участие в знаменитом кавалерийском сражении при Кацбахе. В январе 1814 года этот же полк совершил внезапное нападение на колонну французских пехотинцев под Суассоном и уничтожил до пятисот врагов. Офицеры Ставропольского полка были награждены серебряными эполетами за свое участие во взятии Парижа.

Калмыцкая кавалерия отличилась во многих сражениях, однако не все их действия заканчивались успехом. Французский полковник Марбо оставил негативный отзыв об азиатской коннице в русской армии, считая их необученными всадниками без оружия. Возможно, это послужило причиной упразднения особых калмыцких полков в 1842 году по указу Николая I. Калмыки продолжали смело сражаться рядом с русскими в составе донских и астраханских казачьих полков.

В Первую мировую войну, например, командир 25-го Донского полка Батыр Мангатов проявил личную храбрость, ворвавшись вместе со своими сотнями под сильным огнем на фольварк и вдохновив другие части на продвижение. За этот подвиг он был награжден личным Георгиевским оружием.