04/05/24

Карантин в Москве 1959 года: как за 3 недели подавили вспышку черной оспы

Неосмотрительность одного москвича, побывавшего в заграничной командировке, в конце 1959 года заставила активизироваться КГБ, МВД, Минобороны СССР, структуры Минздрава и массу других организаций. Слаженные совместные действия позволили предотвратить распространение эпидемии оспы.

Как она попала в Москву

В романе «Свадьбы не будет» писатели Анна и Сергей Литвиновы рассказывают о подробностях этой истории: советский художник-плакатист Алексей Кокорекин в конце 1959 года две недели находился в командировке в Индии. Там был свидетелем ритуальной церемонии сожжения брамина, который, как позже установили, умер от черной оспы. Существуют разные, взаимоисключающие, версии, по поводу того, прививался ли от оспы сам Кокорекин перед поездкой.

После приезда из Индии художник почувствовал недомогание, ему поставили диагноз «грипп». Поначалу Кокорекин лечился дома, но вскоре его пришлось госпитализировать в Боткинскую больницу, поскольку состояние плакатиста резко ухудшилось. И в стационаре Кокорекина продолжали лечить от гриппа, на третий день, 29 декабря, он скончался.

По словам профессора Виктора Зуева, в 1959 году младшего научного сотрудника НИИ вакцин и сывороток имени Мечникова, только через 2 недели, уже в середине января 1960 года академик Михаил Морозов, советский ученый-вирусолог, обнаружил у одного из пациентов, заразившихся от Кокорекина, частицы вируса оспы.

Массовое выявление

Как вспоминал профессор Виктор Зуев, после подтверждения заражения черной оспой были незамедлительно предприняты беспрецедентные меры безопасности: для выявления и изоляции контактировавших с Кокорекиным задействовали не только силы и средства медиков, но и КГБ, и МВД, а также армейские подразделения. В итоге было установлено свыше 9 тысяч человек, с которыми общался во время и после заграничного визита художник, его родственники и другие контактеры. Пришлось даже изолировать всех участников одного свадебного торжества вместе с женихом и невестой. Боткинкая больница была закрыта на карантин, ни больных, ни персонал из нее не выпускали.

Кроме того, правоохранители отследили передвижение всех многочисленных сувениров, привезенных из Индии Кокорекиным, в том числе, приобретенного ковра, лежавшего во время церемонии сожжения у одра брамина – все это изъяли из комиссионных и антикварных магазинов и сожгли.

От Кокорекина заразилась часть медицинского и технического персонала Боткинской больницы, некоторые палатные больные – всего свыше 40 человек, трое заболевших в итоге умерли.

Прекращение эпидемии

По данным, которые приводит еженедельник «АиФ», порядка полутора тысяч человек из числа контактировавших с Кокорекины, его родными и близкими, поместили на карантин, дважды в день в течение двух недель их постоянно навещали медики, отслеживавшие состояние контактеров.

В СССР экстренно возобновили производство противочумной вакцины, с учетом того, чтобы ее хватило для каждого жителя столицы и Московской области. Почти 27 тысяч медработников на более чем 3 тысячах прививочных пунктах и в составе 8,5 тысяч выездных прививочных бригад занимались вакцинацией населения. Уже к концу первого месяца 1960 года от черной оспы были привиты свыше 5,5 миллионов москвичей и более 4 миллионов жителей Московской области. Эта профилактическая акция не имела прецедентов в мировой практике.

Для того чтобы полностью остановить распространение эпидемии властям понадобилось19 дней – именно столько времени прошло с момента начала устранения последствий чрезвычайной ситуации до успешного завершения всех мероприятий.

...По данным ВОЗ, черная оспа в мире была полностью ликвидирована только 1978 году, во многом благодаря помощи советских медиков, занимавшихся вакцинацией в разных уголках земного шара.