28/12/20
кадр из фильма

Каратели Дирлевангера: главные отморозки Второй мировой

Штрафные подразделения существовали во всех армиях Второй мировой войны. Про советские штрафбаты сейчас знают практически все, про германские писали ещё в советские времена (правда, тогда о них говорили много вымышленного). О французских легких бригадах, состоящих из заключенных африканских тюрем, известно меньше, но они тоже были.

Однако изо всех штрафных подразделений Второй мировой самым необычным по комплектованию и назначению можно считать особую команду СС Дирлевангера.

Оскар Пауль Дирлевангер и его команда браконьеров

Хотя про команду Дирлевангера написано немало, большинство публикаций о ней содержит слишком много ошибочной информации. Наиболее подробно о ней рассказывает Дмитрий Жуков, посвятивший подразделению целый труд «Охотники за партизанами. Бригада Дирлевангера». Есть также книга А. Пишенкова «Штрафники СС. Зондеркоманда «Дирлевангер», есть отдельные упоминания в книге К. А. Залесского «Охранные отряды НСДАП».

Оскар Дирлевангер ещё в Первую мировую дослужился до лейтенанта и после войны из армии не ушёл. Принимал участие в подавлении коммунистических восстаний, воевал в Испании. Но при этом закончил университет и защитил диссертацию. Успешной карьере мешала лишь страсть к алкоголю и женщинам. За связь с 13-летней девушкой Дирлевангер попал в тюрьму. И хотя его потом оправдали, вся его дальнейшая биография позволяет предположить, что обвинение было справедливым.

В 1940 году Дирлевангер формирует специальное подразделение СС, в которое по его предложению набирают осужденных браконьеров. В Третьем рейхе браконьерство было довольно широко распространено, но каралось несколькими годами концлагеря. Идея Дирлевангера заключалась в том, что браконьеры не представляют большой опасности для общества, зато являются отличными стрелками и хорошо ориентируются в лесу.

Тогда ещё никто в Германии не предполагал, что немецким войскам придется вести войну с целыми армиями советских и югославских партизан. Поэтому созданную команду браконьеров «Ораниенбург» (Wilddiebkommando «Oranienburg») отправили в Польшу. Там браконьеры (их было чуть более сотни) занимались охраной лагерей, поиском и арестом евреев.

Уже в то время проявилась крайняя жестокость дирлевангеровцев, они убивали, насиловали и грабили. Поэтому местное оккупационное командование, не желавшее иметь рядом с собой сотню уголовников, после начала войны с Советским Союзом передислоцировало команду Дирлевангера в Белоруссию.

От зондеркоманды к батальону и полку

На советской территории особая команда доктора Дирлевангера (Sonderkommando Dr. Dirlewanger) оказалась в начале 1942 года и сразу активно включилась в борьбу с партизанами. Первые же боевые столкновения показали высокую эффективность «браконьеров», и в дальнейшем практически ни одна карательная операция в Белоруссии и центральной России не проходила без их участия.

Дирлевангеровцы отличались крайней жестокостью и к партизанам, и к мирному населению.

На Восточном фронте в ряды зондеркоманды стали включать осужденных за незначительные проступки военнослужащих вермахта и СС. Впрочем, их процент был невелик — не более трех-четырёх десятков человек. В небольших количествах потери восполнялись и за счет прибывающих из Германии новых осуждённых за браконьерство. Впрочем, потери бойцы Дирлевангера почти не несли.

Уже в мае 1942 года команду расширили до батальона, в него вошли взвод украинцев и русская рота, которые были набраны из батальона вспомогательной полиции (Schutzmannschafts Bataillon).

Стоит заметить, что отбор в команду был довольно строгим, очень многие отобранные отправлялись обратно. Поэтому боевые качества батальона Дирлевангера были весьма высоки. Но и преступления, совершенные его бойцами, были ужасны, и их перечень огромен.

В частности, в сожжении Хатыни помимо 118-го украинского полицейского батальона участвовал и украинский взвод спецбатальона СС. Надо сказать, что, по меркам дирлевангеровцев, Хатынь не стала чем-то особенным — подобные случаи, как это ни ужасно, для них были скорее рядовыми буднями. Сжигание деревень, уничтожение местных жителей, включая детей, было обычной практикой.

В 1943 году батальон разворачивается в полк. Для создания более крупного соединения из концлагерей набирают осужденных за самые разные преступления. В их числе и уголовники, и «асоциальные элементы»: бродяги, алкоголики, сутенеры, гомосексуалисты. Нехватка людей заставляла закрывать глаза на многое: в полку оказались даже цыгане, которых в Третьем рейхе уничтожали наравне с евреями. Меньше всего привлекалось уголовников: не по моральным соображениям, а по сугубо военным. Полк пополнялся также штрафниками с фронта. В их число попали и несколько испанцев «Голубой дивизии».

Количество русских, украинцев и белорусов в полку стало незначительным. К тому времени немцы считали коллаборационистов ненадежным контингентом и старались не использовать их против партизан. Правда, в январе 1944 года в составе полка был сформирован целый тюркский батальон из крымских татар, карачаевцев и некоторых других мусульманских народов Кавказа. Но это были уже последние иностранцы, далее комплектация полка, а затем и бригады происходила лишь за счет немцев. Причём рамки отбора становились всё шире, в 1944 году стали брать даже политических заключенных из концлагерей.

Что же касается уголовников из разных стран, то это миф. Если таковые и имелись у Дирлевангера, то это было скорее редкое исключение.

Бои с Красной Армией и разгром

После начала операции «Багратион» полку Дирлевангера пришлось сражаться на фронте с РККА. И хотя некоторые его бойцы были совершенно не приспособлены к боям подобного рода, по донесениям немецкого командования, полк сражался успешно.

Но всё-таки соединение Дирлевангера старались не использовать на передовой. После начала Варшавского восстания бойцов данного подразделения послали на его подавление. Осенью 1944 года полк разросся до размера бригады.

Штурмовая бригада СС Дирлевангера (SS-Sturmbrigade Dirlewanger) участвует в подавлении Словацкого восстания. А в феврале 1945 года переводится на Одер, где положение было крайне тяжелым.

При этом бригаду разворачивают в 36-ю дивизию СС (36. Waffen-Grenadier-Division der SS), для этого в её состав передают несколько армейских частей. Но дивизией она является лишь на бумаге, численность ее не дотягивает и до бригады. В частях начинается массовое дезертирство, и вскоре соединение фактически перестает существовать. Остатки подразделений сдались американцам.

Из дивизии мало кто выжил. После войны многие, сдавшиеся в плен, были казнены, хотя уцелели даже несколько русских, бежавших на Запад.

Что касается самого Оскара Дирлевангера, то он был арестован во Франции. В тюрьме его постоянно жестоко избивали польские солдаты (охрана тюрьмы осуществлялась военнослужащими польских частей). Хотя едва ли поляки знали, кто он и какие преступления совершил.

Дирлевангер умер от побоев 7 июня 1945 года.