В советские годы воздушные парады были настоящей гордостью страны. Однако первомайское мероприятие 1952 года обернулось трагедией: два «Ила» разбились при посадке. Светлана Аллилуева утверждала, что именно это обстоятельство стало поводом для снятия Василия Сталина с должности командующего ВВС Московского округа.
Парады как доказательство мощи
Как признавался в своих мемуарах «От отца не отрекаюсь!» Василий Сталин, в течение 4 лет возглавлявший ВВС Московского военного округа, воздушные парады были его слабостью. Сын вождя считал подобные мероприятия мощнейшим политическим средством, доказательством мощи советской авиации, ее превосходства. «Друзья от этого испытывают гордость, а враги страх» — писал Сталин-младший. У Василия Иосифовича были все основания так рассуждать о воздушных парадах: он сам неоднократно принимал в них самое непосредственное участие. Мало того, Василий Сталин открывал парады, находясь за штурвалом дальнего бомбардировщика Ту-4.
В бытность командиром ВВС МО Василий Сталин провел 14 таких парадов. И это неудивительно. Дело в том, что раньше воздушные парады проводились трижды в год: 1 мая, 7 ноября и 18 августа в День Воздушного флота. Всякий раз торжествам предшествовала долгая и тщательная подготовка. Как утверждает Нелли Гореславская, автор книги «Иосиф Сталин. Отец народов и его дети», летчики тренировались по нескольку месяцев. Тем более, что в те годы было принято выводить в небе слова вроде: «Сталин», «Ленин» и «КПСС». Однако успех зависел не только от квалифицированной и согласованной работы летчиков, но и от множества других факторов: техники, связи, погоды.
«Каша» на первомайском параде
Именно метеоусловия, сложившиеся во время первомайского воздушного парада 1952 года, и стали одной из причин произошедшей трагедии. В тот день небо было затянуто облаками, дул сильный ветер. Поэтому, как пишет Лев Барский в своей книге «Сталин: портрет без ретуши», Сталин запретил проводить парад над Красной площадью. Но Василий Сталин проигнорировал приказ свыше и велел летчикам подниматься в воздух. Впрочем, поначалу все шло хорошо. Как вспоминал начальник главного контрольного пункта Борис Морозов, первым, как и повелось, над Красной площадью прошел Василий Сталин, прошел точно и красиво.
Вслед за Сталиным-младшим промчалась дивизия Ту-4. Как отмечает в издании «Тайны уходящего века» историк Николай Зенькович со ссылкой на слова очевидцев и участников мероприятия, бомбардировщики растянулись на петле, и последний полк отстал на полминуты. В этот момент в небе появилась группа «илов» генерала Долгушина. Морозов, опасаясь столкновения, «илы» не пропустил, приказав сделать разворот влево и уйти в Монино. Морозов скомандовал: «Пробивай эту пленку!» в надежде, что самолеты соберутся в петлю. Однако «илы» перемешались. Василий Сталин тогда спросил у Морозова по радио о том, что происходит. Полковник отозвался: «Каша».
Последствия трагедии
В результате, если верить Сергею Красикову, автору книги «Возле вождей», один из самолетов зацепил сосну, с которой, собственно, и вернулся на аэродром. У другого воздушного судна оказалась обломана трубка приемника воздушного давления. Но самое страшное, что два «ила» разбились при посадке, летчики погибли. За участие в первомайском параде 1952 года был награжден лишь сын Анастаса Микояна, который был первым ведомым в замыкающем звене. Остальные подверглись «порке». Выговоры были объявлены замминистра обороны маршалу Василевскому, главкому ВВС генерал-полковнику авиации Жигареву и генералу Василию Сталину.
Примечательно, что с легкой руки дочери вождя Светланы Аллилуевой многие стали считать, что именно этот неудачный парад оказался главным мотивом того, что Василия Сталина сняли с должности командующего Московским округом. Данный факт упоминает в своей книге «Сталин: второе убийство» и Елена Прудникова. Вот только парад состоялся 1 мая, а Василия Иосифовича попросили с поста лишь летом. Эту загадку разгадала журналистка Лариса Васильева с помощью командующего дальней авиации Руденко. Тот рассказал, что все случилось во время парада в честь Дня авиации. Тогда Сталин увидел Василия, находившегося в нетрезвом виде, и, разозлившись, лишил его должности.