В истории военных технологий есть образцы оружия, которые опередили свою эпоху на десятилетия. Одним из таких легендарных проектов стал советский ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь» — летательный аппарат, способный в одиночку бросить вызов целому авианосному соединению.
Не корабль и не самолет
Чтобы понять феномен «Луня», нужно разобраться в самой технологии. Экраноплан — это гибрид самолета и корабля, использующий для полета эффект экрана. Двигаясь на небольшой высоте (до нескольких метров) над водой, льдом или ровной сушей, крыло аппарата создает динамическую воздушную подушку, которая значительно увеличивает подъемную силу. Это позволяло экранопланам быть быстрее любого корабля и оставаться практически незаметным для радаров любого типа.
Разработка этих машин в СССР, начатая под руководством гениального конструктора Ростислава Алексеева, была совершенно секретной. Западные разведки впервые узнал о них в 1960-х, когда спутник-шпион заснял на Каспии гигантский аппарат. В ЦРУ его обозначили как «Каспийский Монстр» (КМ). Это был прототип, доказавший жизнеспособность всей концепции.
Оружие возмездия
Венцом секретной советской программы стал ракетоносец «Лунь», спущенный на воду в 1987 году. Это был не просто экспериментальный образец, а полноценная боевая единица. Его главной и единственной задачей была борьба с авианосными ударными группами США.
«Лунь» развивал скорость до 500 км/ч. Для сравнения: самый быстрый военный корабль едва ли достигает 100 км/ч. Это означало, что «Лунь» мог стремительно выйти на рубеж атаки, нанести удар и так же быстро уйти из-под ответного огня.
Экраноплан был вооружен шестью пусковыми контейнерами с противокорабельными ракетами «Москит». Это сверхзвуковое оружие, летящее на высоте 5–7 метров, было практически неуязвимым для корабельных систем ПВО того времени. Причем одного точного попадания «Москита» было достаточно, чтобы вывести из строя даже самый крупный авианосец.
Двигаясь на высоте 3–5 метров, «Лунь» был практически невидим для корабельных радаров. Его сигнатура сливалась с морской рябью, что делало его идеальным охотником-невидимкой. При этом он мог двигаться над водой, льдом и даже ровной сушей, игнорируя минные заграждения и другие морские препятствия.
Предусмотренный концепцией сценарий атаки выглядел так: засечь авианосную группу, скрытно и на огромной скорости приблизиться на расстояние пуска ракет, выпустить весь боезапас и мгновенно ретироваться. Противник в таком случае просто не успевал бы среагировать.
Закат легенды
Несмотря на гениальность замысла, судьба «Луня» оказалась печальной. Был построен лишь один экраноплан, который прослужил до начала 2000-х, после чего был списан и заброшен. Второй корпус, переоборудованный в спасательный, так и не был достроен.
Дело в том, что содержание и развитие такой сложной техники требовало гигантских средств, которых у постсоветской России попросту не было.
К тому же военные пришли к выводу, что в условиях полномасштабного конфликта крупный и не слишком маневренный экраноплан, лишенный прикрытия с воздуха, мог стать относительно легкой мишенью для авиации противника. «Лунь» был оружием одного удара, идеальным для внезапной атаки, но менее полезным в условиях длительного полноценного конфликта.

