18/03/24

Катастрофа ту-154 в Смоленске: почему на самом деле погиб президент Польши

В апреле 2010 года под Смоленском потерпел крушение самолёт Ту-154М Воздушных сил Польши. На его борту находились высокопоставленные польские чиновники, в том числе и президент Лех Качиньский. Погибли все – 88 пассажиров и 8 членов экипажа. Спустя год были опубликованы результаты расследования Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Удалось установить, что крушение произошло из-за ряда ошибок экипажа. Но официальная версия не мешает польской стороне обвинять в катастрофе Россию.

Советы, стоившие жизни

Пилоты во время полёта совершили несколько ошибок, которые в итоге оказались роковыми. Так, они решили совершить посадку в сложных метеоусловиях, опустили самолёт ниже минимальной высоты (100 метров) и не обращали никакого внимания на предупреждения систем воздушного судна об опасной близости к земной поверхности.

Кроме того, такие же предостережения высказывали и диспетчеры. Но диалог не завязался – пилоты плохо говорили по-английски, а когда переходили на русский, то путали числительные. Позже выяснилось, что экипаж и вовсе не имел действительного допуска к полётам в сложных погодных условиях и не проходил регулярных тренировок.

Расшифровка «чёрных ящиков» дала понять, что незадолго до крушения в кабине пилотов находились посторонние люди. В частности, выяснилось, что советы по управлению самолётом раздавали главнокомандующий ВВС Анджей Бласик и директор дипломатического протокола Мариуш Казана.

Кто виноват?

Поляки до сих пор уверены, что в гибели их национального лидера виноваты российские службы. Глава комиссии Вацлав Берчиньский утверждал, что экипаж получил недостоверную информацию о расстоянии до взлётно-посадочной полосы, а о плохих погодных условиях и вовсе им вовремя не сообщили. Польская сторона также настаивает на том, что в диспетчерской башне присутствовало постороннее лицо, которое влияло на ход переговоров с пилотами.

Брат погибшего президента Ярослав Качиньский неоднократно заявлял – катастрофа стала терактом. Сторонники этой версии выдвигали теорию, что самолёт начал разваливаться ещё до столкновения с землёй – примерно на высоте в 15-18 метров.

В апреле 2019 года, в день 9-й годовщины катастрофы, председатель подкомиссии по расследованию смоленского происшествия Антоний Мацеревич в эфире «Polskie Radio 24» заявил – почти 90 человек погибли в результате взрыва. Якобы, взрывчатое устройство заложила российская сторона. И, по словам Мацеревича, для этого были все условия. Тротил, якобы ставший причиной катастрофы, оказался в воздушном судне во время его ремонта в России. Веских доказательств нет, но Мацеревич неоднократно заявлял, что гибель влиятельных поляков была очень выгодна России.

А вот журналист Петр Сверчек в сентябре прошлого год обвинил авторов расследования в том, что они используют катастрофу для разжигания межнациональной розни между русскими и поляками.