14/01/22

«Катюша»: почему эта советская песня на самом деле плагиат

Советская музыкальная культура первой половины XX века создала немало выдающихся песен, которые мотивировали народ на ударный труд и сопротивление врагам. Однако говорить об их стопроцентной оригинальности нельзя. Даже самые известные образцы советской песни 20-30-х годов не избежали обвинений в плагиате.

«Авиамарш»

Марш военно-воздушных сил Красной Армии (начинающийся строкой «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью») – самое известное произведение в «послужном списке» композитора Юлия Хайта, который, несмотря на плодовитость, ничем выдающимся больше в истории отечественной музыки себя не проявил. Поэтому когда стало известно, что «Авиамарш» по мелодии совпадает с маршем нацистских штурмовиков СА Herbei zum Kampf, многими это было воспринято однозначно – советский композитор украл мелодию у идейных противников. Тем более, что из-за сходства произведений Юлий Хайт впоследствии, по некоторым данным, был репрессирован как «немецкий шпион».

Песня Herbei zum Kampf, которую распевали гитлеровские штурмовики, впервые прозвучала не позже 1926 года. Между тем, точная дата создания советской песни неизвестна – композитор Юлий Хайт называл 1920 год, но первое документально зафиксированное издание нот – 1923 год. Существует косвенный факт, указывающий на то, что впервые песня могла появиться в Германии – это добавочные слоги в припеве текста. Там, где нацисты выкрикивали «Heil Hitler!», у русских было малозначащее слово «Защита!», которое впоследствии «выпало».

«Такие выкрики, в сторону, — они у нас, в наших советских песнях, не встречаются. И это наводит меня на мысль о том, что заимствование происходило в сторону от Германии к России, а не наоборот», — отмечал известный радиоведущий Сева Новгородцев.

Однако более вероятно, что «Авиамарш» перевели немецкие коммунисты, а нацисты позаимствовали мелодию уже у них. Традиция же исполнения песни в Германии (с добавочными слогами) со временем проникла и в советскую версию.

«Священная война»

Если в случае с «Авиамаршем» отстаивать права на авторство никому не пришло в голову, то вокруг песни «Священная война» развернулась «баталия» в СМИ, вылившаяся в судебный процесс. Согласно принятой в советское время версии, сразу же после нападения Германии на СССР «придворный поэт Сталина» Василий Лебедев-Кумач написал стихи, начинавшиеся словами «Вставай, страна огромная». Музыку к ним через 2 дня придумал композитор Александров.

Эти факты подвергает сомнению современный музыковед Евгений Левашёв, который считает, что «Священная война» была создана ещё во время Первой мировой войны. Автором стихов называется проживавший в Рыбинске поэт-любитель Александр Боде. Музыку же, которая восходит к чуждому для советской культуры жанру полонеза, возможно, написала его жена – учительница музыки. Эта версия основана на свидетельствах родственников Боде, который якобы имел неосторожность отправить текст Лебедеву-Кумачу в 1937 году. Оригинал рукописи не сохранился, но в частной переписке свидетелей, датированной 1981 годом, рассказывается, как Александр Боде в декламационно-речитативной манере исполнял «Священную войну» в Рыбинске. В 1999 году по инициативе внучки Лебедева-Кумача состоялся суд, который подтвердил авторство советского поэта. Правда, компетентной экспертизы во время процесса сделано не было.

«Катюша»

Еще одна песня, уличённая в плагиате – всемирно известная «Катюша». Её мелодия, написанная композитором Матвеем Блантером, поразительно похожа на польку «Нико» Иоганна Штрауса-младшего. Как рассказывал в одной из лекций писатель Марк Фрейдкин, Штраус написал польку в России. Когда композитор работал дирижёром танцевального оркестра в Павловске, к нему пришла богатая женщина, которая заказала музыку ко дню рождения своего сына. Полька «Нико» имела хождение на протяжении более чем полувека, пока не дошла до Блантера. А может быть, и Штраус, и Блантер независимо опирались на какие-то народные мотивы.

Среди других советских песен с заимствованной музыкой называют «Марш весёлых ребят» Исаака Дунаевского, «В лесу прифронтовом» Блантера и др. Как отмечал Евгений Левашёв, «о подобных явлениях можно было бы написать для периода 1920-1940 годов целую книгу».