18/04/20

Казак-осьминог и другие: какие мультфильмы снимали в Третьем Рейхе

Художественная мультипликация возникла в конце XIX века, даже раньше кинематографа, и к 1940-м годам достигла уже весьма высокого уровня. Широко известны американские антифашисткие анимационные ленты времен Второй Мировой войны. Однако мультфильмы создавались и в нацистской Германии.

История анимации при Гитлере

Пионером немецкой мультипликации считается Гвидо Зеебер, снявший в 1909 году ленту Prosit Neujahr («С Новым годом!») – рекламу одной из марок игристого вина. Дальнейшее развитие анимации в Германии связано с именем Юлиуса Пиншевера, который в 1911 году начал показывать рекламные мультфильмы перед киносеансами. Будучи евреем, в 1933 году Пиншевер эмигрировал, однако вплоть до 1935 года немецкие мультфильмы оставались в основном коммерческими. Частыми заказчиками были табачные компании – очевидно, клубы дыма, превращающиеся на экране в различные фигуры, производили большое впечатление на неискушенных зрителей.

Новая эра немецкого мультфильма наступила после того, как анимационная индустрия получила государственную поддержку. Перед глазами нацистов был превосходный образец – мультфильмы студии Уолта Диснея, которой подражали аниматоры во всём мире (в т.ч. и в Советском Союзе). Как следует из дневника Геббельса, ленты Диснея с удовольствием смотрел даже сам Адольф Гитлер. Неудивительно, что фюрер поддержал проект развития отечественной мультипликации.

Ведущая немецкая киностудия UFA (Universum Film Aktiengesellschaft) получила задание – создать национального мультгероя наподобие Микки Мауса. Таким персонажем должен был стать сказочный эльф Тило Восс. Однако запланированная серия мультфильмов о нём не вышла на экран. Возможно, сказалась нехватка рабочих рук. Во всей анимационной отрасли Германии было занято около 200 человек – в несколько раз меньше, чем у того же Диснея.

Пропагандистские мультфильмы

Пропаганда антисемитизма в мультфильмах Третьего Рейха занимала не столь видное место, как можно было бы предположить. Одним из немногих примеров чисто пропагандистского мультфильма можно назвать ленту Vom Bäumlein, das andere Blätter hat gewollt («О деревце, которое захотело другую листву»). Еврей-антагонист показан в нём примерно таким же, как на газетных карикатурах – сгорбленным, носатым, с большим мешком за спиной. Его жертвой в мультфильме становится дерево, у которого еврей крадёт золотые листья.

Большее внимание аниматоры уделяли военной тематике – мультфильмы должны были даже в самых маленьких зрителях пробуждать чувство патриотизма. В ленте Der Storenfried («Нарушитель спокойствия») ленивый заяц поступает на службу в армию, а осы из Люфтваффе спасают его семью от зловредного лиса.

Ленту, направленную конкретно против Советского Союза, в 1944 году выпустила чешская студия «Прага-фильм». Она называется Hochzeit im Korallenmeer («Свадьба в Коралловом море»). По сюжету мультфильма осьминог-казак в папахе и шароварах нарушает идиллию подводного мира, похитив маленькую рыбку. Однако морским обитателям удаётся победить коварного спрута-«большевика». В мультфильме того же года Die Abenteuer des Freiherrn Von Munchhausen («Приключения барона Мюнхгаузена»), главный герой, у которого вдруг появляются усики, как у Адольфа Гитлера, побеждает волка, символизирующего, очевидно, Россию. Впрочем, здесь не исключено вольнодумство создателей мультфильма – сравнение фюрера с патологическим лжецом выглядело двусмысленно.

Весьма примечателен мультфильм Nimbus libere («Нимбус освобождённый»), снятый в 1944 году для оккупированной Франции. Полутораминутная лента была создана, чтобы «предупредить» французов об «ужасах»» грядущей высадки в Нормандии. Мультфильм начинается с того, что диктор-еврей обращается по радио к французам из Лондона, обещая им освобождение. Затем на экране возникают американские мультгерои – Микки Маус, Дональд Дак, Гуффи, морячок Попай и кот Феликс. Они летят на самолётах над французским городком и до основания разрушают его бомбами.

Чистое искусство

В огромном количестве немецких мультфильмов 1930-1940-х годов нет никакого намёка на нацистскую идеологию, зато есть высокие художественные достоинства. В качестве примера можно привести ленту Reinecke Fuchs («Рейнеке-лис»), снятую в 1937 году по мотивам средневекового франко-немецкого фольклора. А двумя годами раньше вышла великолепная полнометражная экранизация «Бременских музыкантов» братьев Гримм. Было немало и сугубо развлекательных лент. Вместо Тило Восса у немецких зрителей пользовался популярностью такой герой авантюрных остросюжетных мультфильмов, как Каспер – «родственник» русского Петрушки.

Отдельного упоминания заслуживает студия Hans Fischerkoesen, которая отказалась сотрудничать с ведомством Геббельса. В 1942-м или 1943-м году аниматоры студии выпустили весёлую 10-минутную ленту Scherzo («Скерцо») – о пчеле, нашедшей на поляне патефон. К слову, возникающий на экране новаторский «эффект 3D», немного напоминающий компьютерную графику – одна из отличительных особенностей немецких мультфильмов нацистского периода. Если не знать, где и когда сняты эти мультфильмы, то к ним можно отнестись просто как к первоклассным анимационным картинам, опередившим своё время. После войны наступил регресс, и немецкая мультипликация на два десятилетия вернулась к тому, с чего начиналась – к рекламным роликам.