Кем был дед писателя Александра Проханова

В апреле 2017 года Московская баптистская церковь отмечала своё 130-летие. На праздновании, которое проходило с размахом, присутствовал неожиданный гость – называвший себя православным патриотом и имперским националистом — писатель и публицист Александр Проханов. Однако удивительного в этом было мало – баптисты в нём, по признанию литератора, видели «плоть и кровь вероучителя».

Молокане

При этом сам писатель Проханов говорил, что в апреле 2017-го посещал баптистскую церковь всего второй раз в жизни. «Мой род – из молокан», — добавил он. Молокане – одно из течений христианства, отличающееся символическим толкованием Библии. Его сторонники, например, отрицают необходимость духовенства, не почитают святых и не признают икон.

Впервые термин «молокане» был использован в конце XVIII века, но кто стал основателем движения, сегодня достоверно неизвестно. Зато известно, что одним из видных деятелей молокан был родной дед литератора – Александр Степанович Проханов.

По его инициативе в конце 1890-х было создано Общество образованных молокан. Программа Общества предполагала объединение верующих на основе мировоззрения, в котором не было бы противоречия между религией и наукой. Отсюда вытекали как отказ признавать авторитет Библии в вопросах происхождения человека и солнечной системы, так и отказ от суждения, что в поисках истины нужно полагаться на Священное Писание, а не на свой опыт. Вместе с тем «образованные молокане» не отрицали существования Бога и бессмертия души.

Несколько лет представители общества пропагандировали среди молодёжи и интеллигенции идею примирения религии и науки. В молоканской среде она даже имела некоторый отклик, а вот попытки с её помощью привлечь на свою сторону баптистов к успеху не привели.

Но это не остановило Александра Степановича Проханова, который продолжил трудиться на благо своей веры.

В 1905 год он основал первый молоканский журнал – «Духовный Христианин». Издание было призвано объединить сторонников течения, разбросанных по всей стране. При этом оно оказалось довольно демократичным: в журнале даже публиковалась дискуссионная переписка между лидерами молокан и баптистов.

Занимался Александр Степанович делами не только духовными, но и вполне насущными. Например, он учредил во Владикавказе кредитное товарищество – своеобразный банк для молокан, баптистов и евангельских христиан. Финансовая организация, в частности, выдавала протестантам кредиты на льготных условиях для покупки лошадей или колясок для извоза, приобретения оборудования для мастерских. При этом прибыль шла на благотворительность.

Не верой единой

Александр Степанович для своей веры трудился действительно бескорыстно, отдавал ей всё время и силы. Однако свою миссионерскую деятельность он успевал совмещать с настоящей работой.

В 1910 году он получил звание доктора медицины. Врачебному мастерству после окончания Дерптского университета он обучался в Париже, параллельно, конечно, посещая Протестантский богословский факультет. Затем он отправился в Лондон для прохождения медицинской практики в городском госпитале.

По некоторым свидетельствам, за свои научные заслуги в этой области он даже получил личное дворянство.

Так вышло, что, именно выполняя свой врачебный долг, Александр Степанович нашёл свою смерть. В 1912 году, когда ему едва перевалило за 40, он умер от сыпного тифа, которым заразился в больнице.