Прототип
Образ легкомысленной Мурки, «подруги вора», — гениальная мистификация. Настоящая героиня песни, Мария (Маруся) Прокофьевна Климова, родилась в 1897 году в Великом Устюге. Её профессия в сохранившихся документах указана точно: сотрудник ЧК-НКВД, капитан госбезопасности.
В хаосе 1920-х, когда одесские порты кишели преступными синдикатами, Климову внедрили в одну из банд под легендой Маргариты Дмитриевской. Её задача была не роман с главарём, а сбор информации и ликвидация группировки изнутри. Именно об этой операции, проведённой «под колпаком» ГубЧК, и написал Ядов, вынужденно зашифровывая суть в привычные для улицы образы.
Расшифровка «блатных» кодов
Песня, если читать её как оперативную сводку, полна точных деталей. Например, упоминается, что за крупной бандой в Одессе «следила ГубЧК». Документы, сохранившиеся в архивах НКДВ, свидетельствуют о том, что одесские порты в 20-е годы XX века представляли большой соблазн для уголовного элемента, за которым реально велась слежка.
«Жратва»: что означает это слово на самом деле
Дальнейшая судьба
После того, как преступная группировка была взята, женщина еще какое-то время служила в ЧК. Потом ее следы затерялись. Вся документация об одесской спецоперации и участвовавшей в ней Мурке, были засекречены. О настоящей Дмитриевской, фамилию которой присвоила себе Климова, ходили разные слухи.
Говорили, что она была в группировке Махно и эмигрировала куда-то в Румынию. По другой версии, девушка жила какое-то время в Одессе, потом была изнасилована и, не выдержав позора, покончила с собой. Многие одесситы считали, что Климова и Дмитриевская – двойники.
