Слухи о том, что Борис Ельцин и его сторонники собирались отравить депутатов хлорпикрином, в свое время ходили в кулуарах власти. Впоследствии их подтвердил начальник президентской охраны Коржаков. По его словам, президент действительно намеревался это сделать, но только в случае победы оппозиции.
«Неконституционное» обращение
20 марта 1993 Борис Николаевич Ельцин обратился посредством телевидения к народу и объявил о том, что кризис в стране зашел слишком далеко, а сотрудничать с Верховным Советом стало попросту невозможно. Ельцин изложил план своих дальнейших действий, упомянув указ об особом порядке управления до преодоления кризиса. Согласно этому документу, юридической силы лишались решения органов государственной власти и должностных лиц, направленных на приостановку или отмену указов президента.
Уже через 3 дня это телеобращение Бориса Ельцина было рассмотрено Конституционным судом и признано противоречащим Конституции. Тем самым суд подтвердил, что появились основания для отстранения Бориса Николаевича от должности. И это при том, что, по словам юриста Сергея Шахрая, Ельцин никакого указа на тот момент еще не подписал. Именно потому, что подписанный документ отсутствовал, Шахрай считает, что Конституционный суд не должен был вмешиваться в эту ситуацию.
План разгона съезда
Как бы то ни было, механизм уже был запущен. Как пишет в своей книге «Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин» Рудольф Пихоя, согласно процедуре, импичмент должен был произойти на специально созванном съезде. Его назначили, не откладывая, уже на конец марта. 26 марта 1993 года начал свою работу IX съезд. Ельцин же тем временем подготовил специальный указ о разгоне Съезда народных депутатов в случае успеха оппозиции.
Этот указ находился в руках Михаила Барсукова, который тогда занимал пост Начальника главного управления охраны страны. Александр Коржаков, руководитель охраны Бориса Ельцина, рассказывал, что указ планировалось зачитать прямо в зале. Если бы депутаты отказались выполнить волю президента, их бы просто выкурили из помещения с помощью раздражающего химического вещества хлорпикрина, канистры с которым загодя были расставлены на балконах.
Благополучная развязка
Примечательно, что Борис Ельцин на одном из митингов заявил о том, что он не собирается выполнять решение Съезда. Впрочем, офицерам, которые с канистрами ждали на балконах условного сигнала, ничего не пришлось делать. 28 марта 1993 года за отстранение Ельцина от должности проголосовали 617 депутатов. А для того, чтобы импичмент состоялся, как пишет в своей книге «Россия: президентская республика, 1993-1996» Виктор Демидов, необходимо было набрать 689 голосов.
Съезд завершился компромиссом между ветвями власти. Было принято постановление «О неотложных мерах по сохранению конституционного строя РФ», констатирующее серьезные нарушения Конституции, допущенные президентом страны. Ельцин же отказался от тех мер, которые изложил в своем мартовском телеобращении, но настоял на необходимости проведения 25 апреля референдума и вынесении на него в том числе вопроса о доверии российскому главе.