18/04/23

«Холодная война продлится 50 лет»: что предсказывал о России Арнольд Тойнби

Советские историки утверждали, что революция 1917 года в России в конечном счёте должна была привести нашу страну и весь мир к коммунизму. Иного мнения придерживались историки «цивилизационного» направления: события в СССР они выводили из закономерностей предшествующего развития России. Чудеса прогнозирования продемонстрировал всемирно известный историк Арнольд Тойнби, который с минимальной погрешностью назвал сроки завершения Холодной войны.

Предсказание 1949 года

Профессор Лондонской школы экономики Арнольд Тойнби не только изучал события древности, но и следил за текущим политическим процессом. 27 декабря 1949 года историк дал интервью журналистам, в котором заявил, что «Холодная война» Запада с Советским Союзом будет продолжаться 50 лет – до 2000-го года.
Тойнби не исключал возможности «настоящей войны». Но он полагал, что участники Холодной войны могут достигнуть своих целей и без прямого столкновения. В 1949 году Советский Союз, по мнению Тойнби, был озабочен безопасностью.

«У себя дома он в течение ближайших пятидесяти лет будет занят тем же, чем была занята Америка в течение 19-го столетия – развитием своих ресурсов» - говорил Тойнби о советском режиме (цитируется по газете «Новое русское слово»).

Военную конфронтацию с США историк считал для Москвы «чистым самоубийством». Как показала реальная история, Тойнби ошибся в своих прогнозах всего на 9 лет. Холодная война завершилась раньше «назначенного» им срока – и как раз потому, что Советскому Союзу не удалось добиться экономического паритета с США. Методы плановой экономики оказались неэффективны в эпоху НТР. Это заставило генсека Михаила Горбачёва начать Перестройку, которая закончилась в 1991 году крахом не только коммунистической идеологии, но и самого СССР.

Другие предсказания Тойнби тоже сбылись, пусть и не вполне точно. Например, историк полагал, что основным театром Холодной войны будет Азия, так как в Европе распространение коммунизма к 1949 году остановилось. Действительно, ни одна страна Европы, несмотря на усилия местных компартий, после 1949 года к соцлагерю не присоединилась. В Азии же в 1975 году коммунисты овладели Южным Вьетнамом, Лаосом и Камбоджей, а в 1978 году – Афганистаном. Однако Тойнби не учёл активности союзников СССР в Африке и Латинской Америке (Куба).

Россия и Запад

Тайна прозорливости Арнольда Тойнби состояла в его методе постижения истории. У истоков цивилизационного подхода в историографии стояли русские авторы – Николай Данилевский и Константин Леонтьев. Однако в отношении России англичанин Тойнби представлял взгляд «со стороны». Впрочем, отчасти он был знаком с Россией. В 1930 году Тойнби совершил 12-дневное путешествие из Владивостока в Москву на поезде, после чего весьма критически описывал советские бытовые реалии.

Тойнби рассматривал Россию как ветвь православной цивилизации или даже как отдельную цивилизацию. По словам англичанина, Россия стала первым оседлым обществом, которое покорило кочевников и преобразовало степи в поля. На западе Россия победила Польшу и Швецию, которые рассматривались Тойнби как «форпосты» Западной цивилизации. Ключевую для русской идеологии идею «Москва – Третий Рим», Арнольд Тойнби считал аналогом «великой идеи» греков. По его мнению, триумф Московского княжества дал русским ощущение своей миссии по сохранению православия, а вместе с тем и притязания на наследие Римской империи. Идею универсального государства Тойнби считал «иллюзией», которая вновь и вновь овладевает умами людей.

Столкновение России с Западом Тойнби сравнивал с противостоянием иудеев и Римской империи. Как и в Палестине I века, в России нашлись собственные «зилоты» — ревнители исключительной роли Святой Руси. Поэтому вестернизация России всегда оставалась половинчатой, что, в свою очередь, не способствовало успешной конфронтации с Западом. Идеи коммунизма стали для России «альтернативной политической моделью» противостояния. По мнению Тойнби, именно революция 1917 года бросила первый серьёзный вызов Западу после поражения турок под Веной в 1683 году.

Марксизм был воспринят Россией как способ превращения в развитую промышленную державу незападного толка при заимствовании западных технологий. Идея русского первенства при этом сохранилась.

«Послереволюционная Россия представляет собой парадоксальную картину общества, которое получило иностранную иродианскую идеологию, чтобы использовать её как движущую силу в проведении зилотской политики культурной самодостаточности», — писал Тойнби в книге «Постижение истории».

Несмотря на смену убеждений с православного славянофильства на коммунизм, русские в XX веке, по мнению Тойнби, сохранили «неизбывную убеждённость, что России открылась истина, благодаря чему она и будет процветать».

Британский историк не исключал, что «русский залп в форме коммунизма» может в итоге оказаться для Запада «чем-то несущественным» — так оно в итоге и вышло. Но причины конфронтации российской цивилизации с Западом имели, по мысли Тойнби, глубокие корни в православии и «византизме». Англичанин предполагал, что Россия сохранит мессианские «дух и взгляды» и в «далёком будущем». События XXI века показывают, что противостояние цивилизаций в мире действительно продолжается.