10/11/25

Хоронили в разные даты: как советская власть скрыла самую жуткую речную трагедию в истории страны

Осенью 1949 года на Волге, недалеко от Горького (ныне Нижний Новгород), произошла одна из самых масштабных речных катастроф в советской истории. Столкновение переполненного пассажирского судна с грузовым кораблем привело к гибели сотен людей. Однако в то время эта трагедия осталась практически неизвестной общественности. 

Роковые обстоятельства

7 октября 1949 года погодные условия на Волге были крайне неблагоприятными: температура около нуля, сильный ветер и водная гладь, покрытая шугой (ледяной кашей). Несмотря на это, речной трамвайчик типа «финляндчик», курсировавший между городом Бор и Горьким, отправился в рейс. Это судно было для жителей Бора основной связью с «большой землей».

На борту, по официальным данным, находился 171 пассажир, однако с учетом большого количества «зайцев» (в основном молодежи) реальное число людей, по свидетельствам выживших, превышало 200 человек. Это привело к критической перегрузке: расстояние от воды до борта составляло всего 10-15 сантиметров.

Около 15:00, когда до берега оставалось около 10 минут хода, «финляндчик» столкнулся с грузовым судном «Чувашия». Пассажирский трамвайчик получил пробоину и начал тонуть с огромной скоростью, а «Чувашия» продолжила движение.

Спасательная операция

Сотни людей в мгновение ока оказались в ледяной воде, смешанной с мазутом. Спасательную операцию проводили случайно оказавшиеся рядом теплоходы «Куйбышев», «Стрежень» и «Стремительный». Спасенных, замерзших и перепачканных в мазуте, сразу отправляли в баню на берегу. Однако выжить удалось выжить немногим.

По свидетельствам очевидцев, число погибших превысило 200 человек. То есть уцелели из пассажиров считанные единицы. Тела погибших свозили в здание местного Дома культуры, а для их захоронения было спешно открыто новое Мало-Пикинское кладбище в Боре. Похороны продолжались несколько дней.

Режим секретности

Власти предприняли беспрецедентные меры по сокрытию масштабов катастрофы. Местные газеты не опубликовали ни строчки о происшествии. Материалы расследования были частично засекречены, частично уничтожены. Уголовное дело не сохранилось. Родственникам погибших рекомендовали проводить похороны в разные дни и указывать на табличках даты 8 или 9 октября, чтобы скрыть единый день трагедии и ее истинные масштабы.

Впрочем, причины такой секретности были вполне понятны. В ту пору господствовала общая советская практика замалчивания крупных ЧП, дабы не «очернять» образ благополучного государства. Кроме того, в Горьковской области: летом 1949 года были арестованы высокопоставленные руководители обкома партии и управления госбезопасности. Новому руководству скандалы были ни к чему. Да и приближался 70-летний юбилей Иосифа Сталина (21 декабря), поэтому информационный фон желали сделать максимально позитивным.

Из немногих сохранившихся документов известно, что члены команд обоих судов получили по 10 лет лишения свободы. А родственникам погибших было выплачено символическое пособие в размере полутора-двух средних месячных зарплат.