Арктика – это последний регион на планете, который хранит в себе нетронутые энергетические ресурсы. Ученые полагают, что здесь может быть сосредоточено до трети мировых запасов ископаемых углеводородов, на которые уже нацелился целый ряд стран.
По новым правилам
Надвигающееся глобальное потепление в не столь отдаленном будущем сделает возможной добычу полезных ископаемых на Арктическом шельфе. Согласно Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, государства, чьи территории омывают воды Северного Ледовитого океана имеют право на установление экономической зоны шириной в 200 морских миль от береговой линии. Если стране удастся доказать продление континентального шельфа в сторону Северного полюса, то она может расширить свои границы еще на 150 миль.
До 1982 года деление Арктической зоны между странами к ней примыкающими осуществлялось по секторальному принципу. В тех условиях территория СССР простиралась от острова Рыбачий на Западе и Берингова моря на Востоке до самого Северного полюса. Аналогичные участки, однако меньшие по площади (учитывая береговую линию РСФСР), имели Дания, Норвегия, США и Канада. Впрочем, речь тогда шла о принадлежности островов, а не шельфа. Все изменилось, когда стали понятны приблизительные запасы месторождений газа, нефти, драгоценных металлов, покоящиеся под Арктическим шельфом. Тут и возникла необходимость играть по другим правилам.
На деле Конвенция 1982 года лишь усложнила установление границ. Каждая из стран, разумеется, захотела отхватить себе кусок пожирнее. Главным камнем преткновения стал хребет Ломоносова, протянувшийся по дну Ледовитого океана от Новосибирских островов до владений Канады и Гренландии (административная единица Дании). Этот участок шельфа может оказаться одним из самых богатейших на планете по запасам углеводородов. Общий объем нефтегазовых ресурсов в зоне Комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий, по оценкам Минприроды, может достигать 5 млрд тонн условного топлива.
Не так давно российские ученые совместно с коллегами из США и Нидерландов провели обстоятельное исследование геодинамической эволюции Арктического шельфа. Специалисты пришли к заключению, что он является осколком, точнее центральным фрагментом древнего континента Арктида, который сегодня соединяет Северную Америку и Евразию. Этот фрагмент состоит из сохранившихся тектонических элементов, носящих теперь названия хребтов Ломоносова и Гакеля, поднятий Менделеева–Альфа и Чукотского, а также расположившихся между ними котловин Подводников и Макарова.
Предложенная модель эволюции Арктики дает более понятные и объективные инструменты для раздела Арктического шельфа, на который могут претендовать Россия, Канада и Дания. Очевидно, что теперь стремление присоединить к себе участки шельфа без научно обоснованной аргументации окажется неконструктивным. Но решать вопрос принадлежности Арктики нужно без раскачки: когда Северный Ледовитый океан окончательно освободится ото льда там могут обосноваться добывающие платформы самых разных стран, в том числе и не приполярных.
Решение затягивается
Россия подала заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа на включение в свою экономическую зону хребта Ломоносова и примыкающего к нему хребта (поднятия) Менделеева еще в 2001 году. В ней отечественные специалисты во многом опирались на доказательную научную базу, накопленную советскими учеными. Обоснование принадлежности названого геологического массива к Сибирской континентальной платформе, в частности, подкреплялось детальной картой рельефа дна Северного Ледовитого океана, не имеющей аналогов в мире.
Однако Комиссия ООН сочла целесообразным отклонить российскую заявку и отправить ее на доработку. Во-первых, эксперты из ООН посчитали, что карта рельефа составлена недостаточно точно и детально. Во-вторых, они признали обоснование континентальной природы подводных хребтов Ломоносова и Менделеева и соответственно их принадлежности Сибирскому шельфу не вполне убедительными.
Чтобы провести более глубокое исследование спорного региона и собрать недостающие данные российским специалистам потребовалось более 10 лет. За это время они провели крупномасштабные полярные экспедиции, исследуя наиболее труднодоступные места арктического шельфа, задействуя при этом самое современное оборудование. В итоге наши ученые собрали убедительные доказательства того, что хребты Ломоносова и Менделеева действительно являются континентальными блоками, которые претерпевали эволюционные смещения, но не оторвались от Евразийской континентальной окраины.
Повторную заявку в Комиссию ООН Россия отправила в 2015 году, снабдив ее анимационной картинкой рельефа Арктического континентального шельфа в формате 3D с отметками глубин на всей площади, которая потенциально относится к российской экономической зоне. Вроде бы серьезных претензий к новой российской заявке не было и, по словам наших экспертов, Комиссия одобрила ее на 90 %, однако с окончательным решением пока не торопится.
Поиск компромиссов
Россия является претендентом на самые большие территории Арктического шельфа: это примерно 1,2 млн квадратных километров, включающие в себя части хребтов Ломоносова, Менделеева и Гаккеля. Для сравнения, площадь всего Северного Ледовитого океана составляет 14,750 млн кв. км. Разумеется, наши соперники не горят желанием признавать столь обширные полярные владения России и будут отстаивать право на свой кусок арктического пирога.
Самым оспариваемым остается хребет Ломоносова. Канада неоднократно заявляла, что этот участок может быть продолжением геологической структуры Североамериканского континента, а значит и зоной ее экономических интересов. В этом Канаду усиленно поддерживают Соединенные Штаты, выражая «обеспокоенность увеличением российского присутствия в Арктике». Однако американцы не имеют право подавать заявки в Комиссию по границам континентального шельфа, так как до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года.
Норвегия пока не упорствует в стремлении посоперничать с Россией за право обладать сокровищами, скрытыми в подземных недрах Ледовитого океана. В 2010 году наша страна заключила со своей приполярной соседкой соглашение о совместной добыче ресурсов в районе хребта Ломоносова. Кроме того, Россия подарила Норвегии примерно 80 тысяч квадратных километров акватории в Баренцевом море, где, по подсчетам норвежских специалистов, может залегать около 2 млрд баррелей углеводородов, оцениваемых в 30 млрд долларов.
Дания только активизирует усилия, направленные на доказательства того, что хребет Ломоносова является продолжением Гренландии. В 2014 году Копенгаген уже подал заявку о продлении внешней границы своего континентального шельфа в Северном Ледовитом океане и в случае успеха может претендовать на значительную его часть. Впрочем, Россия и Дания могут поделить хребет Ломоносова. Граница, по мнению российских экспертов, в таком случае пройдет в районе Северного полюса.
Что касается хребта Менделеева, то там неясностей больше. Российские ученые уверены, что он имеет континентальную природу. Некоторые наши конкуренты утверждают, что мы имеем дело с океанической корой. Впрочем, Канаде выгодно, чтобы это оказался именно континентальный шельф, так как хребет Менделеева соединяется в одно целое с хребтом Альфа, который примыкает к Канадскому Арктическому архипелагу.
Дружить или соперничать?
В целом многие эксперты отмечают, что российские претензии на недра Арктического шельфа имеют наилучшие перспективы. Это подтверждают, в том числе, исследования дна Северного Ледовитого океана, проведенные другими странами. Еще в 1991 году немецкие специалисты, основываясь на геофизических измерениях, сделанных с научно-исследовательского суда «Поларштерн», пришли к выводу, что хребты Ломоносова и Менделеева некогда принадлежали Евразийскому континенту. Более поздние зарубежные исследования также указывают на то, что весь регион, расположенный восточнее хребта Гаккеля, – часть Евразийского континентального шельфа.
Наиболее подробную доказательную базу принадлежности Арктического континентального шельфа России привели российские ученые из ВНИИокеангеологии и Санкт-Петербургского университета в недавней статье Geologic Structures of the Arctic Basin, где подведен итог многолетних геологических изысканий в Северном Ледовитом океане. Авторы работы отмечают, что, под слоем осадочных отложений в районе хребта Ломоносова обнаруживается структура, идентичная с той, которая наблюдается на дне Баренцева и Карского морей, где под нанесенной за миллионы лет породой покоится древний континент, сложившийся задолго до появления здесь океана.
По словам ученых, о принадлежности хребта Ломоносова к континенту также говорит его низкая сейсмичность: если бы там была океаническая кора или разлом, то мы бы фиксировали землетрясения с максимальной магнитудой не 3,5 баллов, а 6 или 7, чего никогда не было за всю историю сейсмических наблюдений в регионе. Это лишний раз подтверждает, что Сибирь и хребет Ломоносова – единое целое одной литосферной плиты.
Впрочем, даже если наша страна удовлетворит все требования Комиссии ООН, это автоматически не будет означать международного признания значительной части континентального шельфа российской территорией. Наши конкуренты вполне могут саботировать любое решение ООН и попробовать отстоять собственные интересы. Возможно, мы станем свидетелями коллективного американо-скандинавского саботажа, что приведет к серьезному осложнению внешнеполитической ситуации. Есть вариант совместного экономического использования континентального шельфа с Данией и Канадой, что облегчит для России освоении арктических недр с материально-технической точки зрения, но лишит нас солидной части преференций.
В любом случае, чем раньше Россия начнет действовать, тем больше шансов закрепиться на потенциально богатых минеральным сырьем территориях. Повышенную заинтересованность к Арктике уже проявляет Китай, который не прочь «отжать» часть природных ресурсов Арктического шельфа у приграничных с полярным регионом стран. В Пекине считают, что раз их страна находится в Северном полушарии, то имеет права на освоение Арктики наравне с другими игроками.
Но особый интерес у властей Поднебесной вызывают недра российского континентального шельфа, так как на нашу страну приходится почти 60% побережья Северного Ледовитого океана. Китайцы понимают, что нам в одиночку сложно распечатать свою арктическую кладовую, а поэтому будут любыми способами набиваться к нам в партнеры. Но принимать решение дружить ли с кем, или действовать самостоятельно, конечно должна непосредственно сама Россия.