09/07/20
Дмитрий Степанов

Хуреш: главные секреты национальной борьбы тувинцев

Тувинцы, которых гитлеровцы называли «черной смертью» и боялись даже одного их вида (не говоря уже об атаках кавалерии, обращавших немцев в бегство), в Великую Отечественную пленных не брали и проявляли такую самоотверженность в боях, которая поражала не только врагов, но и советских воинов (Тувинская Народная Республика стала первым иностранным государством-союзником СССР в той войне; в состав Советского Союза она вошла только в 1944 году). Характер тувинских бойцов во многом сформировала очень популярная национальная борьба хуреш.

Сколько ей лет и откуда она возникла

Как пишет журналистка тувинского издания «Плюс Информ», Ирина Качан, со ссылкой на мнения ученых Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, Бадарча Баярсайхана и Зою Самдан, этимология слова «хуреш» неоднозначна – есть мнение, что его основа – «хур» (сила), по другому толкованию, «хуреш» – двусоставный термин, означающий «пояс друга», третий вариант – просто обозначение кушака. Созвучные называния национальной борьбы есть у чувашей (курашу), татар (куреш) и на Алтае (курес).

Специалисты сходятся во мнение о тюркском происхождении хуреша и в пользу «поясной» версии происхождения названия национальной борьбы приводят многовековую традицию состязаний на кушаках – таким образом воины тренировались выбивать конного противника из седла. Ирина Качан в качестве подтверждения этих версий приводит пример с национальным праздником тувинцев Наадымом (по-монгольски “празднество”) – он неизменно включает в себя три основных соревнования – конные состязания, хуреш и стрельбу из лука.

О возрасте хуреша (даже приблизительном) достоверных данных нет. Однако упоминание о популярнейшей национальной борьбе есть в тувинском фольклоре, и доподлинно известно, что в XVI веке, когда территория современной Тувы оказалась под маньчжуро-китайским гнетом, борьба уже была.

В чем особенности борьбы

Судья всесоюзной категории, Оргеллээр Ондар, писал, что у хуреш свои особенности, отличающие ее от других видов национальной борьбы. Весовых категорий здесь нет. Количество участников непременно четное, потому что в итоге должно остаться двое. Жеребьевка тоже своеобразная: на одинаковых листках бумаги пишутся данные борца, затем записки опускаются в барабан. Судьи разбиваются на пары и каждый раз перед схваткой подходят и вынимают из барабана листки с именами очередных кандидатов. Кровные родственники борются только в финале.

Перед схваткой борцы-хурешисты исполняют ритуальный танец – «девиг», это еще и своего рода разминка. Борец трижды хлопает себя по бедрам, что означает тройственность состязаний – скачки, стрельба, борьба. На этом ритуальные приготовления не заканчиваются – борец начинает имитировать движения орла, хлопая по бедрам: подобным способом противнику демонстрируются честные спортивные намерения. После рукопожатия борцы начинают схватку.

Основной принцип хуреша – изловчиться, поднять соперника и бросить его на землю. Противник побежден, если рукой, коленом, спиной и т. п. коснулся земли (выигравший обязан помочь ему встать). Если соперник согласен с поражением, он развязывает пояс, подходит под поднятую победителем правую руку. Счастливчик делает «отряхивающий» побежденного жест. В завершение победителем снова исполняется «девиг» – на сей раз это «ода радости», выраженная языком танца.

Хуреш, по словам Оргеллээра Ондара, – это больше, чем борьба. Выражаясь современным языком, это шоу, где судья играет не утилитарную роль «оценщика» – он и ведущий, и во многом творец праздника. Судья, помимо обладания знаниями правил борьбы, обязан быть коммуникабельным, неистощимым на шутки, уметь представить очередного кандидата на схватку. Словом, хуреш – это представление, напоминающее театрализированное действо.

Одеты и обуты его участники тоже по-особому. Судьи – в юфтевых сапогах, верхняя национальная одежда шелковая, на голове – суур борт (островерхая шапка, отороченная мехом). На борцах – содаки (похожи на плавки, стягиваются кожаными шнурами), шуудаки (специальные куртки с рукавами, спину такая одежка закрывает только до половины, шуудак завязывается ремнями спереди). На ногах у борцов мягкие сапоги – кадыг идик.

Современное отношение к хурешу

Борьба в Туве продолжает оставаться очень популярной, победители в хуреше в республике – национальные герои. Действует Федерация тувинской национальной борьбы «Хуреш», высшие спортивные звания получают по указу председателя правительства Тувы. По мнению главы республики, Шолбана Кара-оола, без хуреша тувинцев просто немыслимо представить, борьба – неотъемлемая часть их жизни.

Министр образования и науки Тувы, Каадыр-оол Бичелдей, добавляет: «Хуреш сызмальства настраивает борцов на победу – именно поэтому урянхайцев (предков современных тувинцев), служивших Чинхисхану, никто не мог победить. Потому и гитлеровцы так страшились тувинцев на Великой Отечественной: если уж те шли в бой, то за ценой не стояли.