27/09/21
ФОТО: Пресс-служба УФСБ России по Волгоградской области

Климатическая миграция: кто будет воевать с Россией за воду

По мнению экспертов, к 2070 году почти одна пятая поверхности Земли может стать малопригодной для проживания человека. Подобные изменения, считают специалисты, неминуемо вынудят миллионы людей переселяться в поисках более комфортных условий и обострят конкуренцию за доступ к природным благам. У России, как у страны с благоприятным климатом и обилием ресурсов, хорошие стартовые позиции, но справится ли она с грядущими вызовами?

Грядущие изменения

В последнее десятилетие почти 26 миллионов человек по всему миру ежегодно вынужденно меняли место жительства из-за наводнений, ураганов, землетрясений и засухи, подсчитали в Центре мониторинга внутреннего перемещения (IDMC). Эксперты пояснили, что в зависимости от частоты и масштабов происходящих крупных стихийных бедствий общее количество перемещённых лиц колеблется от года к году, но, в общем, в последние годы число «климатических беженцев» увеличивается и будет продолжать расти.

К середине XXI века, следует из опубликованного 13 сентября Всемирным банком отчёта Groundswell, число экологических мигрантов вырастет до 216 миллионов. В Международной организации по миграции (IOM) выдвигают схожие оценки – 200 миллионов к 2050 году.

Для этих людей условия жизни в их нынешней «экологической нише» — среде, в которой возможно существовать и комфортно развиваться – окажутся нестерпимыми. В целом к 2070 году в нехарактерной для них климатической обстановке может оказаться от одного до трёх миллиардов человек.

Этому активно будут способствовать ускоряющиеся природные изменения. Исторически население распределено по Земле неравномерно, большая его часть проживает на территории, где среднегодовая температура равна 11-15 градусам по Цельсию. Согласно исследованию McKinsey Global Institute, которое проводилось под руководством антрополога Мартена Шеффера, через полвека при нынешних темпах глобального потепления показатель в этих районах может увеличиться до 20 градусов.

На первый взгляд кажется, что такие перемены – к лучшему. По факту же потепление неминуемо повлияет, не всегда в лучшую сторону, на физическое и психологическое здоровье людей, и в результате вынудит многих сменить место жительства. Для сравнения, в и так довольно тёплом Сочи среднегодовая температура достигает 15 градусов по Цельсию, и увеличение показателя на пять градусов для кого-то может показаться нестерпимой жарой.

Ещё хуже дела будут обстоять в других густонаселённых районах, где «комфортной» считается среднегодовая температура 20-25 градусов по Цельсию. Это, например, территория Африки, Южной Америки, Северной Австралии и Юго-Восточной Азии. К 2070 году климат здесь будет очень похож на климат пустыни Сахары – с 29 градусами в среднем. Сейчас такая среда – сухая и жаркая – характерна только для 0,8 процента поверхности планеты, к 2050 году он охватит аж 19 процентов.

В то же время, считают в Лаборатории геофизической гидродинамики (GFDL) NOAA в Принстоне, всё может пойти и по более жёсткому сценарию: климат Южной Европы потеряет 30-40 процентов влаги уже к 2040 году, а в Юго-Восточной Азии количество осадков значительно вырастет, вплоть до того, что будут наблюдаться периоды, когда 100 процентная влажность будет сочетаться с температурой выше 33 градусов по Цельсию.

Повлияет на жизнь человечества и изменение постоянного уровня моря, происходящее из-за таяния ледников. Только за XX век он поднялся на 17 сантиметров, но начиная с 2016 года планка сдвигается на 3,4 миллиметра ежегодно, так что к концу XXI столетия она может увеличиться более чем на метр и учёные всерьёз опасаются, что сцены разрушения и затопления мегаполисов вскоре перестанут быть только элементами фильмов-катастроф.

Юридические нюансы

Таким образом, через несколько десятков лет вопрос места проживания из праздного может превратиться в более чем насущный. Водный, продовольственный и температурный кризисы, увеличивающееся число экстремальных явлений, таких как ураганы, наводнения и пожары, — всё это заставляет население проблемных регионов искать другие места для жизни и порождает явление климатической или экологической миграции. При многих неопределённостях: будут ли власти предпринимать усилия по сокращению выбросов? Продолжит ли население расти теми же темпами? Способен ли человек адаптироваться к более жаркому климату? – группа Мартена Шеффера всё же склоняется к тому, что, по максимальным оценкам, перебраться в другие районы будут вынуждены около 30 процентов людей.

Насколько человечество готово к таким изменениям? До сих пор национальные и международные меры реагирования на новый вызов были ограниченными, а защита пострадавших людей остаётся недостаточной, отмечается в исследовании Исследовательского центра Европарламента «Концепт «климатического беженца»: к возможному определению». Пока что не существует даже чёткого определения «климатического (экологического) мигранта (беженца)». Они не подпадают под действие Конвенции 1951 года «О статусе беженцев», поскольку документ определяет беженцев как людей, которые имеют вполне обоснованные опасения подвергнуться преследованиям из-за своей расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям и не могут или не желают искать защиты в своих странах. Мигранты, в свою очередь, – это те, кто покидает место происхождения с целью найти лучшие условия для образования, карьеры, семьи. В каком-то смысле это понятие можно считать более подходящим, но, с другой стороны, по определению к нему относят тех, кто может вернуться обратно без риска для жизни, а это меньше соответствует положению вещей.

Такая же путаница возникает при разграничении климатических и экологических мигрантов. IOM в описательных целях использует термин «экологический мигрант», понимая под ним «лицо или группу лиц, которые вынуждены покинуть свои дома временно или навсегда, переехав внутри страны или за границу по причинам внезапного или прогрессирующего изменения окружающей среды, отрицательно влияющих на их жизнь». Такая интерпретация позволяет трактовать понятие наиболее широко.

При этом в ООН выделяют шесть основных причин экологической миграции:

1. Деградация земель, опустынивание и засуха.
2. Конфликты, связанные с борьбой за природные ресурсы.
3. Повышение уровня моря и наводнения.
4. Промышленные аварии и загрязнения окружающей среды антропогенными выбросами.
5. Стихийные бедствия и экстремальные погодные явления.
6. Урбанизация и возведение инфраструктуры (плотин, автодорог и пр.).

Более того, в Международной организации по миграции иногда используют и термин «климатическая миграция», когда хотят подчеркнуть, что перемещения людей вызваны непосредственно природными изменениями, а не иными экологическими причинами. Но пока он рассматривается скорее как частный случай экологической и всё так же не имеет юридической силы, хотя в Евросоюзе всячески «выражают растущую озабоченность» вопросами «устойчивости в странах, потенциально затронутых климатическим стрессом».

России приготовиться!

Между тем исследователи Международного института прикладного системного анализа уже сейчас констатируют причинно-следственную связь между изменением климата и ростом числа конфликтов. Без превентивных мер с большой долей вероятности ситуация может перерасти в климатическое противостояние, высшей ценностью в которой станет умеренная погода, наличие запасов пресной воды, свободных территорий и желание контролирующего государства заселить эти земли.

В этом плане у России есть неоспоримое преимущество. Плотность населения в самой большой стране на планете и девятой по числу жителей равна всего 8,54 человека на квадратный километр – и по этому показателю она занимает 181 место в мире. При этом почти 70 процентов россиян проживают в европейской части, на которую приходится менее 21 процента России, а остальная часть страны остаётся фактически малоосвоенной, несмотря на предпринимаемые властями попытки по её развитию.

Изменение климата теоретически предоставляет России новые возможности. Повышение средней температуры не должно сильно изменить ситуацию в густонаселённых районах, считает футуролог Евгений Кузнецов.

«Москва, например, попадает в зону, где будут чаще происходить смерчи и ураганы, и будут резче климатические колебания — это, конечно, неприятно, но не смертельно», — сказал он в комментарии Forbes.

В то же время оно приведёт к отступлению границы вечной мерзлоты на северо-восток, что освободит огромные территории, пригодные для постоянного проживания. С другой стороны, быстрое таяние вечной мерзлоты может сделать непригодными для жизни огромные, ныне заселенные, районы. Однако при благоприятном стечении обстоятельств Россия всё же имеет шанс стать центром притока климатических мигрантов и инвестиций – в первую очередь из Юго-Восточной Азии.

Тем не менее перемены несут и свои риски. Инвестор Александр Чикунов в комментарии Forbes отмечал, что среди климатических мигрантов будет очень мало обеспеченных людей, тех, кто «может себе позволить» выбрать комфортный для себя климат.

«Подавляющее большинство — это беженцы, которые будут просачиваться через границы, нарушая законы, и будут жить во временных поселениях в соседних странах», — констатировал он.

«Бедные будут просто штурмовать границы, а богатые заранее скупят самые перспективные участки земли на самых климатически благоприятных территориях», — подчёркивал, в свою очередь, Кузнецов, обращая внимание, что средний класс, скорее всего, переместится из совсем непригодных для жизни районов в чуть лучшие, но останется в своей стране. «Климатические мигранты — это очень острая тема. Они могут появиться в России — это корректно», — подтверждала в июне на Петербургском экономическом форуме вице-премьер Виктория Абрамченко. Её цитирует РИА «Новости». Зампред Правительства при этом добавила, что благодаря большой территории, у России высокий потенциал для адаптации к изменениям климата.

Другое дело, не упустить время и приспособиться не только к природным вызовам, но и борьбе за ресурсы – на всей территории страны. У России, как у державы с высоким военным потенциалом, есть свой ответ на возможные угрозы, главное – подготовить его.