11/06/22

Клятва меча 1941 года: какую часть СССР Маннергейм хотел сделать территорией Финляндии

В июне 2016 года в Санкт-Петербурге была установлена мемориальная доска в память о бароне Карле Густаве Маннергейме. Она практически сразу пострадала от рук вандалов: ее несколько раз обливали краской, обстреливали и даже рубили топором. Не прошло и полгода, как памятный знак решили демонтировать. Личность Маннергейма, сначала российского генерала от кавалерии, а затем маршала и президента Финляндии, до сих пор вызывает в обществе много горячих споров. Дело в том, что после февральской революции он перешел на сторону Финляндии и вполне серьезно претендовал на часть территорий бывшего отечества.

Первая клятва меча (1918)

Маннергейм около 30 лет своей жизни посвятил службе в русской армии. Он участвовавал в Русско-японской войне, заработав в Маньчжурии ревматизм, от которого страдал до конца жизни. В 1906-1908 барон Маннергейм участвовал в тайной экспедиции в Китай, где собирал ценнейшие сведения для Генштаба. За участие в Первой мировой был отмечен несколькими орденами.

Маннергейм всегда симпатизировал монархии и, в частности царю Николаю, в коронации которого принимал непосредственное участие. Поэтому Февральскую революцию барон принял без всякого энтузиазма. Более того, начавшийся при Керенском развал в войсках, потеря всякой дисциплины и авторитета офицеров вынудили его принять непростое решение — оставить военную службу. Спустя некоторое время Россия узнала о том, что к власти пришло большевистское правительство Ленина и Троцкого. Начались аресты высокопоставленных лиц, в том числе бывших коллег Маннергейма. Согласно мемуарам барона, идея вооруженной борьбы против большевизма пришла ему в голову уже в те неспокойные дни. Он писал: «Лучше погибнуть с мечом в руке, чем получить пулю в спину или быть расстрелянным».

В 1917 году, в чине генерал-лейтенанта, он отказался от присяги и в декабре прибыл в уже независимую Финляндию. Страна стояла на пороге гражданской войны. В конце января 1918-го финские социал-демократы захватили Хельсинки (в то время Гельсингфорс) и создали революционное правительство — Совет народных уполномоченных Финляндии. Вскоре под власть «красных» попал весь юг страны. «Белое» правительство, контролировавшее малонаселенный север страны, назначило главнокомандующим Маннергейма, который уже к весне смог собрать 70-тысячную армию и разоружить оставшиеся русские гарнизоны. В апреле финские войска при поддержке немцев взяли Хельсинки, а затем и Выборг. «Красное» правительство бежало из страны, Гражданская война завершилась, уступив место «белому» террору, в ходе которого проводились массовые расстрелы коммунистов и сочувствующих.

Однако еще в феврале, когда исход войны казался туманным, а Маннергейм только собирал армию, случилось довольно знаковое для последующей финской истории событие. На станции Антреа (ныне — Каменногорск Ленинградской области) финский маршал зачитал приказ, получивший название Первой клятвы меча. В нем он обратился к карелам с призывом изгнать большевиков не только из Финляндии, но и из Восточной Карелии, которая «уже по кровным узам принадлежит нам». Маннергейм обещал “не вкладывать меч в ножны”, пока не достигнет намеченного. Этот своего рода манифест провозгласил курс на создание Великой Финляндии и во многом стал основой всех дальнейших действий Маннергейма на посту главнокомандующего.

После победы белофиннов на некоторое время вспыхнула Первая советско-финская война, которая завершилась Тартуским мирным договором 1920 года. По его итогам Финляндия отказывалась от претензий на оккупированные было районы Восточной Карелии, однако получала ряд территорий в Заполярье.

Вторая клятва меча (1941)

Граница Финляндии, проходившая всего в 32 км от второго по значимости города Советской России, не устраивала Сталина, сменившего Ленина на посту главы государства. А с 1920 года финны приступили к созданию мощной оборонительной линии на Карельском перешейке, получившей название Линии Маннергейма. Отказавшись от предложения Советов, отодвинуть границы на 90 км от Ленинграда, в обмен на вдвое большую территорию в Карелии и обстреляв части РККА, финны спровоцировали войну. И хотя через три с небольшим месяца Финляндия была вынуждена капитулировать, огромные потери РККА (на одного убитого финна приходилось пять убитых красноармейцев), а также возможные внешнеполитические последствия привели к тому, что Сталин ограничился довоенными требованиями — отодвинуть границу от Ленинграда. Тем не менее  реваншистские настроения продолжали царить в финском обществе.

Поэтому вступление в войну на стороне Германии летом 1941 года считается в Финляндии «Войной-продолжением». Командование Суоми решило использовать немецкое наступление как возможность вернуть отошедшие к СССР по договору 1940 года территории. К тому же, в случае активной помощи финской армии, Гитлер обещал отдать стране территории вплоть до Ленинграда и провести границу по Неве. К этому периоду относится и Вторая клятва меча, произнесенная маршалом Маннергеймом.

В приказе от 10 июля 1941 года он вспоминают свое предыдущее обещание не вкладывать меч в ножны и заявляет, что пришло время исполнить его. «Свобода Карелии и величие Финляндии сияют перед нами в мощном потоке всемирно-исторических событий», — взывает Маннергейм к своим нынешним и будущим согражданам. За лето финской армии удалось оккупировать всю Карелию и вплотную подступить к Ленинграду. И хотя финские войска тоже участвовали в блокаде Ленинграда, их действия значительно отличались от тактики немцев. Город никогда не обстреливался с севера, с финской стороны, чего нельзя сказать про южную сторону. Кто-то видит в этом желание финского маршала сохранить город, в котором прошла значительная часть его жизни. Однако, есть и более приземленная версия.

Уже в конце 1941 года стало понятно, что Блицкриг не удался, а Гитлер застрял в России надолго. Будучи опытным военачальником, Маннергейм прекрасно понимал, что в случае поражения стран Оси ни Финляндию, ни его самого не ждет ничего хорошего. Поэтому под Ленинградом финские войска заняли выжидательную позицию, не предпринимая никаких активных действий, переложив тем самым всю ответственность на немцев. В 1943 году, когда наметился очевидный перелом в ситуации, финны начали переговоры о выходе из войны. В 1944 году Финляндия выходит из войны, а в марте 1945 объявляет войну Германии. В мае Сталин и Маннергейм обменяются поздравлениями по случаю победы.

По итогам войны Финляндия уступила все захваченные территории и отказалась от дальнейших претензий. В 1948 году между СССР и Финляндией был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Отношения когда-то непримиримых врагов стабилизировались и даже приобрели статус партнерских. Идея Великой Финляндии, больше 20 лет доминировавшая в обществе, была забыта.