12/12/16

Кого наши предки на самом деле «находили в капусте»?

Выражение «найти в капусте» первоначально имело совсем другой смысл, чем сейчас.

Дело в том, что при отсутствии нормальной медицинской помощи новорожденные очень часто умирали. Высокая детская смертность вынуждала родителей искать хоть какие-то способы «обмануть судьбу», чтобы уберечь долгожданное дитя. Детей в каждой семье хоть и было множество, но каждый малыш был любимым и желанным.

Славяне считали, что на жизнь младенца покушаются завистливые злые духи. Чтобы их обмануть, мать притворялась, что новорожденный – не ее родной ребенок, что его нашли в капусте, на перекрестке дорог, что его принес какой-то посторонний и пр. Так женщина в разговоре с подругой могла сказать, что нашла дитя в капусте, чтобы злой дух не подслушал и не «позавидовал» ее счастью.

У южных славян даже существовал такой ритуал: мать или повивальная бабка относила новорожденного на перекресток, клала его на землю, а сама пряталась в кустах. В «засаде» она поджидала первого встречного, который заметит младенца и возьмет его на руки. Затем женщина выходила, забирала у него ребенка и просила этого человека стать названным отцом/ матерью на случай, если генетические родители умрут и ребенок останется сиротой.

С той же целью защиты ребенку могли дать второе, какое-нибудь насмешливое имя. Например, мальчика, при рождении названного Жданом («долгожданным»), в быту шутливо именовали Кривом («кривой», «некрасивый») или просто Перваком («первый ребенок»). Таким образом славянские женщины пытались обезопасить свое дитя от зависти духов, людского сглаза и других превратностей, которые готовила ему судьба.