11/11/25

Кого нельзя было трогать в штыковой атаке

Когда патриотический пыл первых месяцев боев сменяется суровой окопной правдой, а пропаганда теряет силу перед лицом реальных ужасов, в действие вступают неформальные законы фронтового братства. Эти правила, рожденные на стыке практической целесообразности и остатков милосердия, создавали призрачный, но важный кодекс чести среди хаоса войны.

Рациональная жестокость

Йозеф Геббельс как-то заметил, что раненый солдат для армии обходится дороже убитого. Эта циничная арифметика находила неожиданное подтверждение и на поле боя. Солдаты интуитивно понимали: каждый тяжелораненый противник — это нагрузка на вражескую логистику, отвлекание ресурсов и замедление наступления.

Почему Ленин отдал Польше Западную Украину и Западную Белоруссию

Поэтому во время штыковых атак существовало негласное правило: не добивать тех, кто уже не может сражаться. Исключение делалось лишь для легкораненых, которые явно готовились к сопротивлению. Как отмечали ветераны, это было не столько проявление гуманизма, сколько трезвый расчет.

Милосердие по расчету

Древнейший принцип, задокументированный еще в китайском трактате «Искусство войны» VI века до н.э., находил неожиданное применение даже в кровавой мясорубке Второй мировой. Солдат, поднявших руки, обычно не убивали — срабатывала странная смесь остаточного гуманизма и элементарной практичности.

С одной стороны, даже в самом ожесточенном бою у психически здорового человека сохраняется внутренний барьер против убийства беззащитного. С другой — зачем тратить силы на того, кто уже не представляет угрозы? Как говорили фронтовики, «штыковой бой — и так изнурительная работа».

Неприкосновенные

Люди с белым флагом всегда были на особом положении в войне. Появление парламентеров — акт доброй воли противника, попытка «договориться» и сократить число жертв. Если на горизонте начинал маячить белый флаг, у солдат появлялась надежда выжить в ужасной кровопролитной бойне. Людей, которые несли белое полотнище, никогда не убивали.

Обычно во время штыковой атаки на поле боя оставались лишь основные силы пехоты. Однако нередко в кровавой гуще то тут, то там мелькал красный крест медсестрички. Но даже самые осатаневшие от крови и ужаса бойцы не трогали «ангелов», которые с риском для собственной жизни выносили раненых из боя.

То же касалось и похоронных бригад, бравшихся за дело по окончании основного сражения. Человек, убиравший трупы с нейтральной полосы, делал добро обеим армиям. Разлагавшиеся тела распространяли смрад и инфекцию, которая могла подкосить кого угодно. Убивать «похоронников» никакого смысла не было. Такое зверство — себе дороже.

Соблюдение этих элементарных правил позволяло внести хоть какое-то рациональное и человечное зерно в безумие под названием "война".