В Древней Руси было немало народов, которые со временем исчезли, растворившись в других этносах: чудь, меря, чухонь, весь и т. п. Загадочное племя колбягов стоит особняком в этом ряду, поскольку некоторые исследователи считают, что это даже не народ, а некая социальная группа, существовавшая на северо-западе нашей страны в XI-XII веках. И всё же они упоминаются в нескольких памятниках древней письменности, а некоторые археологи полагают, что именно колбяги создали приладожскую курганную культуру.
Историки, этнографы и лингвисты сломали немало копий в спорах о происхождении и быте колбягов. Например, известный немецкий языковед Макс Фасмер (1886-1962) высказал мнение, что этноним «колбяги» – это производное от древнескандинавского слова kylfingar. Причем kylfa означает «дубина, кол или разновидность копья». В таком случае выходит, что речь идёт о неких людях с дубинами – воинах или бандитах.
Первый из известных историкам законодательных кодексов нашей страны – датированная XI веком «Русская правда» – содержит несколько любопытных фактов о колбягах, которые упоминаются там наравне с варягами. В частности, говорится, что за укрывательство беглых холопов представители этих двух народов должны выплатить штраф в размере трёх гривен в пользу господина, которому принадлежат скрывающиеся люди. Данная мера, очевидно, должна была пресечь побеги челяди, пытавшейся спрятаться среди живших вольно варягов и колбягов, присоединившись к ним. В дополнении к статье «О муже кроваве», которое было внесено в «Русскую правду» в середине XII века, упоминаются колбяги-язычники, которые «крещения не имея», как и варяги.
Сведения об этом загадочном племени можно найти не только в древнерусских памятниках письменности. В исландском народном сказании XIV века «Сага об Эгиле», содержащем описание похода Торольва Квельдульвссона на территорию Финнмарка (область на севере Норвегии), повествуется о том, что колбяги (kylfingar) плохо обращались с местными жителями, обложив их данью, а скандинавский герой истребил всех отрицательных персонажей, завоевав себе воинскую славу.
Насколько можно верить таким легендам – вопрос спорный. Однако напрашивается вывод, что колбяги были сильным племенем, ведь иначе жители соседних территорий просто не стали бы платить им дань. К тому же в скандинавской саге земля, на которой жили поверженные героем представители племени kylfingar, названа царством Гардарик, а так викинги часто именовали Русь.
След колбягов можно встретить и в документах Византийской империи. При перечислении отрядов, нанятых на военную службу, они указаны вместе с варягами и другими «лихими людьми», готовыми за деньги сражаться на стороне Константинополя.
Происхождение колбягов, живших на севере Руси, вызывает жаркие споры. Одни учёные считают, что этот народ возник в результате смешения и ассимиляции различных финно-угорских и скандинавских племён, другие причисляют колбягов к братьям-славянам. Есть и оригинальные версии об их тюркском или литовском происхождении.
Наиболее авторитетным экспертом в данной области весь научный мир признаёт отечественного археолога Дмитрия Мачинского (1937-2012). Посвятив немало времени изучению колбягов, исследователь пришёл к выводу, что они представляли собой этносоциальную группу, состоявшую из потомков приладожских финнов, пришлых скандинавов, а также различных неславянских племён Русского Севера, таких как водь, чудь и чухонь. По мнению Д. А. Мачинского, эти люди жили в новгородских землях и занимались различными промыслами, охотой, сельским хозяйством, торговлей, а также ратной службой в войсках Византии и Древней Руси. Именно они создали так называемую приладожскую курганную культуру.
Дело в том, что на территории северо-западного региона нашей страны археологи обнаружили немало захоронений, сочетающих в себе скандинавские и финно-угорские элементы погребальных обрядов. Учёные полагают, что эти курганы соорудили именно колбяги. Как выяснили историки, на побережье Ладоги издавна обитали норманны и местные финно-угорские народы, затем туда пришли скандинавы, наладившие торговлю пушниной и другими товарами с саамами, меря и весью. Со временем потомки всех этих людей и стали именоваться колбягами.
В курганах приладожской культуры учёные находят много оружия и украшений, характерных для скандинавских захоронений. Мечи, боевые топоры, копья и доспехи сопровождали в загробной жизни мужчин, женщин же погребали вместе с браслетами, бусами, зооморфными пряжками и подвесками. Такие курганы возводили наподобие домов, в них помещали кухонную утварь, предметы быта: котлы, сковороды, очажные лопаты, керамические сосуды и т. п. Часто вместе со знатными покойниками закапывали и клады, состоящие из драгоценных камней, золотых и серебряных монет.
Археологи думают, что центральным поселением колбягов был город Алаборг, о котором говорится в скандинавских сагах о Хрольве Пешеходе и Хальвдане Эйстейнссоне. Он располагался, по мнению учёных, на берегу реки Сясь возле деревни Городище. Существование Алаборга датируется 750-920 годами. Вероятно, затем колбяги перебрались в район притоков Вихмеси и Сязнеги.
Одним из виднейших сторонников славянского происхождения колбягов был известный российский историк Василий Татищев (1686-1750), который считал их жителями Колобжега – одного из поморских городов. Некоторые специалисты признают колбягов, которых скандинавы называли людьми с дубинами и кольями, социальной группой славян Русского Севера. Они могли быть эдакими представителями местной вольницы, подобными казакам. Свободные люди, не признававшие власть ни официального Новгорода, ни стольного Киева и жившие на побережье Ладоги вместе с финно-угорскими племенами. Они вполне могли совершать набеги на соседей, поэтому в саге об Эгиле Скаллагримссоне колбяги выступают как враги, поверженные доблестным викингом. Да и записаться в армию Византии в качестве наёмников, чтобы получать деньги за ратное мастерство, – чем не заработок для вольных людей Русского Севера?
Данная версия легко объясняет внезапное и полное исчезновение колбягов, о которых в источниках XIII века уже нет никаких упоминаний. Просто укрепившаяся к тому времени власть Новгородской республики прикрыла эту вольницу. А сами колбяги вынуждены были перейти на службу или работу в местных артелях.
Почему тогда «Русская правда» причисляет колбягов к чужакам, подобным варягам? Вероятно, потому, что они жили обособленно от представителей племени русов, сохраняя языческую веру, обычаи и традиции.
Кем же были загадочные колбяги? Это один из вопросов, на которые учёные ещё ищут ответы.