25/05/20
Фото: Public domain

Колония «Красная утка»: в каких условиях сидят военные и бывшие сотрудники МВД

Этимология главного неофициального названия нижнетагильской ИК №13 (а их, таких названий, несколько) проста – прилагательное словосочетания означает, что зона полностью контролируется администрацией, а «утками» во время существования Тагиллага называли осужденных, отбывавших здесь наказание за «антисоветскую агитацию».

Что здесь было прежде

По словам ветерана ГУФСИН Александра Коновалова, на протяжении 9 лет возглавлявшего ИК No 13, «Красную утку» как один из филиалов Тагиллага создали во годы Великой Отечественной, и первыми сидельцами в лагере были пленные немцы. После окончания войны и депортации части немцев-заключенных (остальных распределили по другим лагерям ГУЛАГа) на опустевших площадях решили создать колонию для малолетних преступников. Однако просуществовала она недолго – юные сидельцы вскоре взбунтовались и разбежались из лагеря. Их впоследствии переловили, но от идеи создания «малолетки» пришлось отказаться, зону расформировали.

Сначала лагерь использовался для размещения физически немощных заключенных – инвалидов, больных, затем, в связи с началом «сучьей войны», там содержали «сук» – воров в законе, воевавших на Великой Отечественной и по воровскому кодексу нарушивших понятия о настоящих «законниках», которые ни при каких обстоятельствах не должны сотрудничать с властью.

Как исправительное учреждение для БС (бывших сотрудников) ИК №13 было сформировано в конце 50-х годов прошлого века.

Кто и как здесь отбывает сроки

Журналистам еженедельника «АиФ-Урал» сотрудники ИК №13 рассказали, что на сегодняшний день в исправительном учреждении (это одна из двух российских колоний общего режима для БС) содержится порядка двух тысяч осужденных (бывших сотрудников силовых и правоохранительных структур), главным образом здесь сидят за мошенничество и незаконный оборот наркотиков. Одним из самых известных сидельцев «Красной утки» во времена СССР был зять Брежнева Юрий Чурбанов. С ним связывают скандальную историю, едва не закончившуюся бунтом в колонии.

По воспоминаниям ветерана ФСИН Евгения Суворова, отслужившего в ИК № 13 более 20 лет, скандал спровоцировал журналист газеты «Труд», которому удалось вынести и опубликовать в своем издании записи Чурбанова. В заголовке статьи колонию назвали «зоной «Красных петухов», что сильно задело колонистов: «петухами» по воровским понятиям именуют самую низшую касту заключенных, пассивных гомосексуалистов. «Труду» потом пришлось извиняться на своих страницах за этот термин.

Как и в остальных зонах, в «Красной утке» есть штрафной изолятор (ШИЗО), и по утверждению администрации колонии, он никогда не пустует. У осужденных режим, напоминающий армейский: в 6 утра подъем, в 10 вечера – отбой. Час-полтора – свободное время, можно посмотреть кино, почитать, поиграть в шахматы или нарды. Отряды располагаются в помещениях казарменного типа, в каждом из них есть бытовка, комната отдыха и кухня с холодильниками, микроволновками и чайниками.

Как отмечали журналисты, кормят БС вполне сносно, но еду из общей столовой выносить нельзя – это считается нарушением режима. Тем, у кого нет замечаний, ежегодно полагается по четыре посылки с воли. Свидания с родственниками дают как краткосрочные, так и длительные, с проживанием в отдельном корпусе.

В колонии есть клуб с актовым залом и библиотекой, действует хорошо оборудованный спортзал, пользующийся особой популярностью у заключенных. Но пускают туда только тех, кто хорошо себя ведет. В ИК №13 создан ВИА «БС», который в основном исполняет песни патриотического содержания и «про маму, которая ждет». Шансон бывшие сотрудники не жалуют, в репертуаре вокально-инструментального ансамбля его нет.

У колонии среди прочих неофициальных названий есть и ироничное наименование «санаторий МВД» – из-за отряда с облегченными условиями содержания. Там отбывают срок осужденные, которые ударно трудятся или получили отпуск без выхода на свободу. В этом отряде сидельцы могут поиграть в бильярд или настольный теннис, там оборудован зимний сад с разной мелкой живностью, за которой ухаживают заключенные. На территории колонии действует медчасть с зубоврачебным кабинетом и православный храм.

Заключенные ИК №13 работают на разных производствах – делают комплектующие для Уралвагонзавода, занимаются деревообработкой – изготавливают мебель по госзаказам, трудятся на пилораме, в кузнечном цеху и в автомастерской, в теплицах. Также они выполняют различную мелкую работу, как и в других колониях, – режут шкатулки и нарды, делают рамки под фотографии... Заработанное можно потратить на продукты или другие разрешенные администрацией ИК №13 товары в местном магазине, если чего-то в торговой точке нет, разрешается заказывать.