17/05/21

Как Гитлер отомстил французам за Первую мировую войну

В 1914 году во Франции был сооружен вагон, ставший одним из знаковых образов сразу двух мировых войн. Он символизировал сложные франко-германские отношения и превратился в яблоко раздора между двумя странами. Когда гитлеровцам удалось вынудить Францию на подписание унизительного перемирия, Компьенский вагон был использован ими как орудие мести за былые обиды.

Национальная катастрофа

В мае 1940 года солдаты Третьего Рейха вторглись на территорию Франции из соседних Нидерландов и Бельгии. Уже 17 июня Анри Петен, сменивший на посту главы правительства Поля Рейно, молил противника о пощаде. Поражение в битве за Дюнкерк и бомбардировка Парижа оказали на Францию деморализующее воздействие. С начала конфликта страна уже потеряла более 90 тысяч человек  убитыми, а 200 тысяч получили ранения. По иронии судьбы, главные сторонники французской капитуляции были героями Первой Мировой войны. Военный министр Максим Вейган, которого назначил на эту должность Петен, в 1918 году лично зачитывал проигравшим немцам условия Компьенского перемирия, а теперь отказывался верить в способность своей страны противостоять врагу. Голоса тех, кто желал продолжить сопротивление, на тот момент звучали тише. Вокруг фигуры Шарля де Голля народ объединится позже, а пока оставалось лишь сдаться на милость победителю.

22 июня 1940 года Франция капитулировала перед Германией. В Компьенском лесу было подписано перемирие, в результате которого страну разделили на оккупационную зону (север и побережье Атлантики) и так называемое Французское государство со столицей в городе Виши, поддерживающее союзнические отношения с Третьим Рейхом. Анри Петен получил диктаторские полномочия; под его контролем оказалась южная часть Франции и все ее колониальные владения. Правительству позволили держать армию в 100 тысяч человек для поддержания внутреннего порядка. Кроме того, проигравшая сторона оплачивала расходы Германии на оккупацию. Единственный вопрос, по которому Гитлер «помиловал» французов – это сохранение в неприкосновенности их флота. Фюрер понимал, что даже коллаборационисты едва ли захотят пожертвовать своими ВМС для войны Германии с Великобританией.

Судьбоносный вагон

Какую же роль сыграл в этом печальном для Франции событии тот самый Компьенский вагон? Изначально он был создан под самые прозаичные функции – до Первой мировой его использовали в качестве ресторана. В 1918 году здесь Германия подписала унизительный договор, который запомнился многим немцам (в том числе, и Гитлеру) на долгие годы. Затем ставший историческим символом вагон вошел в состав поезда президента Мильерана и некоторое время вновь служил рестораном на колесах. На нем французский лидер совершил поездку в Верден, а затем передал вагон музею армии. В течение шести лет экспонат выставлялся на всеобщее обозрение в Доме инвалидов, пока не был «навечно» установлен на мемориальной Поляне перемирия в Компьенском лесу в качестве памятника истории. В 1927 году для хранения вагона было построено специальное здание, а спустя десять лет рядом с ним установили памятник маршалу Фердинанду Фошу, подписавшему перемирие в Германией по итогам Первой мировой.

Когда стало понятно, что в 1940 году французов ждет поражение, Гитлер приказал найти «вагон раздора» и разыграть настоящий спектакль, чтобы еще сильнее унизить противника. Доставая вагон из музея, немцы выломали стену и сбили со злополучного экспоната табличку. Надпись на ней гласила: «Здесь 11 ноября 1918 года была сокрушена преступная гордость Германского рейха, побежденная свободными народами, которые она пыталась поработить». Используя архивные фотографии, солдаты вермахта прикатили вагон на то же самое место в Компьенском лесу. Перед ним был выстроен почетный караул из эсэсовцев, с почестями встречавший делегатов. Гитлер сел на тот же стул, на котором 11 ноября 1918 года восседал маршал Фош. Вокруг него расположились министр иностранных дел Йоахим фон Риббентроп, заместитель фюрера в НСДАП Рудольф Гесс, министр авиации Герман Геринг, главнокомандующий сухопутными войсками Вальтер фон Браухич, главком ВМС Эрих Редер и начальник Генерального штаба Вильгельм Кейтель. Символический жест удался на славу: теперь уже французские генералы уязвленно соглашались с требованиями немецкого командования. Однако даже этого Гитлеру оказалось мало. Демонстрируя полное пренебрежение к проигравшим, он в разгар переговоров вдруг поднялся со стула и ушел звонить Йозефу Геббельсу. После подписания Компьенского перемирия прошло два дня, и судьбоносный вагон доставили в Берлин. Там в течение недели он был выставлен на всеобщее обозрение у Бранденбургских ворот. Гитлер выступил с официальным заявлением к народу, в котором объявил о «самой великой победе всех времен». На протяжении десяти дней в Германии вывешивали государственные флаги и звонили в колокола.

Когда стало ясно, что во Второй мировой войне Третьему Рейху грозит поражение, Компьенский вагон был вывезен из Берлина в город Рула, а затем по личному приказу Гитлера сожжен эсэсовцами. Остатки конструкции тщательно прятали – руководство Третьего Рейха всерьез опасалось, что немцев снова заставят подписывать унизительный мир в этом вагоне. После завершения боевых действий французские власти силами немецких военнопленных смогли восстановить мемориал в Компьенском лесу до состояния, близкого к довоенному. Сам исторический вагон, увы, пришлось заменить копией. 11 ноября 1950 года на Поляне перемирия поставили вагон из той же серии, но 1913 года выпуска, а его номер сохранили такой же, как у оригинального Компьенского вагона.