На фронте во время Великой Отечественной войны оказались и Никита Хрущев, и Леонид Брежнев. Юрий Андропов имел хоть какое-то отношение к диверсионным действиям в тылу. А вот Константин Черненко не воевал. Тогда он был занят другими делами.
«Всегда был в жарком деле впереди»
На самом деле Константин Устинович Черненко в армии все же служил. Карьера Черненко в ту пору только начинала складываться. В конце 1920-х годов его назначили заведующим отделом агитации и пропаганды Новоселовского райкома ВЛКСМ. 1931 год ознаменовался для Черненко тем, что он был призван на армейскую службу. Служил Константин Устинович в Казахстане, в 49-м погранотряде пограничной заставы Хоргос Талды-Курганской области. Есть версия, что в период службы Черненко принимал непосредственное участие в ликвидации банды Бекмуратова. Однако, когда в восьмидесятых литератор Фетисов написал генсеку письмо для выяснения деталей боев, тот ему не ответил.
Как предполагает Дмитрий Волкогонов, автор книги «Семь вождей», если бы Константин Черненко просидел в кресле главы СССР не чуть больше года, а хотя бы несколько лет, в его биографии наверняка отыскались бы героические эпизоды. Впрочем, на свет успела-таки появиться «Песня пограничников», посвященная «ветерану Краснознаменного Панфиловского отряда товарищу Черненко». Там были такие слова: «Парторг всегда был в жарком деле впереди». Кстати, именно в период службы в армии с 1931 по 1933 годы Черненко вступил в партию и был избран секретарем парторганизации погранотряда. То есть о карьере Константин не забывал и даже в армии умудрился накопить необходимый в будущем опыт партийной работы.
«За доблестный труд»
После возвращения со службы Константин Черненко продолжил знакомую агитационную деятельность. С 1933 по 1941 годы он работал заведующим отделом пропаганды и агитации Новоселовского и Уярского райкомов партии Красноярского края, был директором Красноярского краевого дома партийного просвещения. На фронт Черненко как ценного работника так и не призвали. Впрочем, и сам будущий советский лидер туда не стремился. С 1941 по 1943 годы Константин Устинович работал секретарем Красноярского крайкома ВКП(б). Впоследствии и до победного 1945 года он проходил учебу в Высшей школе партийных организаторов в Москве. В столице Черненко вступил в отношения с коллегой Анной Любимовой. Вместе они ходили в кино и театры.
Однако на фронте Константин Устинович все же побывал. Правда, наведывался он туда не часто и исключительно в роли агитатора. Так, в книге Леонида Млечина «10 вождей» приведена заметка из газеты «В бой за Родину» за 1942 год, в которой говорится о том, что на фронт приезжала делегация из Красноярского края, возглавляемая секретарем Красноярского крайкома ВКП(б) по агитации и пропаганде тов. К.У. Черненко. В заметке также упоминалось о том, что делегаты передали солдатам письмо о тружениках тыла и привезли 59 вагонов различных подарков, среди которых были мясные и кондитерские изделия, масло, табак, спиртные напитки, мед, теплая одежда и прочее. Поэтому деятельность Черненко в годы войны была оценена лишь медалью «За доблестный труд».
Конец войны и послевоенные годы
В 1944 году Константин Черненко заключил брак с упомянутой выше Анной Любимовой, с которой он впоследствии прожил до самой смерти. В следующем году, который стал победным для Советского Союза, у четы Черненко родилась дочь Елена. Потом с небольшой разницей появились на свет еще одна дочь Вера и сын Владимир. Сам же Константин Устинович с середины 1945 года начал работать в Пензенской области секретарем обкома партии по пропаганде и агитации. Спустя некоторое время его перевели в Молдавию. Там Черненко наконец получил высшее образование. Он прежде учился в педагогическом институте в Пензе, но так его и не окончил. А вот диплом Кишиневского пединститута он все-таки получил.
Однако в конце 1940-х карьера Черненко заметно замедлилась. Предположительно, причиной тому стал вовсе не тот факт, что Константин Устинович не воевал, а его развод с первой супругой. Все изменилось в 1950-х годах, когда он познакомился в Молдавии с Леонидом Брежневым, который, как известно, находился на фронте всю войну. Тем не менее с этого момента судьба Черненко начала тесно сплетаться с судьбой Брежнева. Причем, это были не просто деловые отношения, а настоящая дружба. Наверняка, кроме Великой Отечественной, для разговоров нашлись и другие темы, например, женщины, к которым Брежнев, как и Черненко, был очень неравнодушен. В одной из характеристик Константина Устиновича так и было написано: «Падок на женщин».