Константин Жуков: почему отцу маршала было запрещено проживать в Москве

Маршал Жуков на страницах своих мемуаров утверждал, что его отец еще до революции 1917 года уехал в Москву на заработки. Но вскоре он вернулся в родную деревню. Дело в том, что Жукову-старшему запретили селиться в городах и тем более в Москве. С чем же было связано такое требование полиции?

Жизнь подкидыша

Точная дата рождения, впрочем, как отчество и фамилия отца Георгия Жукова, неизвестны до сих пор. Дело в том, что, как пишет Борис Соколов в своей книге «Георгий Жуков: триумфы и падения», Жуков-старший был подкидышем. Еще младенцем он был оставлен биологической матерью, сообщившей в записке лишь имя ребенка – Константин. Сам маршал был уверен в том, что его бабушка бросила отца исключительно из-за тяжелого материального положения. Как бы то ни было, мальчик был помещен в приют, откуда его впоследствии забрала бездетная вдова Анна Жукова.

Анна Жукова, давшая Константину свою фамилию и отчество Артемьевич, прожила недолго. Едва достигнув 8-летнего возраста, Жуков-старший был вынужден зарабатывать на жизнь собственным трудом. Из родной деревни Стрелковка Костя перебрался в село Угодский Завод, где нанялся учеником к сапожнику. Попутно подросток нянчил хозяйских детей, ухаживал за скотиной. Однако сапожным ремеслом Жуков все же овладел. Вот только в сельской местности это не приносило почти никакого дохода, поэтому в поисках лучшей доли Константин отправился в Москву.

Высылка из Москвы

Поначалу Константин Жуков устроился в Москве довольно удачно, начав работать, как утверждает историк Николай Зенькович, в мастерской некоего Вейса. Однако в 1906 году Жуков-старший вернулся в Стрелковку. Как писал советский маршал, его отец объяснил это тем, что полиция якобы запретила ему проживать в Москве. Впрочем, в своих мемуарах Георгий Константинович признавался в том, что подробностей произошедшего он не знал. Но, согласно рассказам Жукова-старшего, военачальник писал, что его отец был выслан за участие в демонстрациях рабочих и протестах против монархии 1905 года.

Между тем Жан Лопез и Лаша Отхмезури, авторы издания «Жуков», сомневаются в том, что все было именно так. К примеру, Георгий Жуков настаивал на том, что фамилия Ленина уже в 1905 году была известна его отцу. Но в действительности Ильич стал знаменит на всю страну лишь после революции 1917 года или даже чуть позже. Что касается массовых выступлений, то Жуков-старший, возможно, в них действительно участвовал. Только вот запрет на проживание в Москве почему-то не нашел своего отражения ни в архивных документах полиции, ни в сохранившихся судебных материалах.

Настоящие причины отъезда

Именно поэтому некоторые историки считают, что Константин Артемьевич возвратился в Стрелковку по финансовым причинам. Дело в том, что к моменту своего отъезда в Москву Жуков-старший уже успел жениться во второй раз. Второй супругой вдового сапожника стала уроженка Стрелковки Устинья, которая в 1896 году и родила будущего маршала. Проживая в городе, Константин Жуков ежемесячно высылал семье 2-3 рубля. Устинья, скорее всего, была недовольна таким положением вещей. К тому же отец военачальника злоупотреблял спиртными напитками, расходы на которые Устинья не могла контролировать, находясь вдали от мужа.

История про высылку из Москвы Жукова-старшего известна исключительно со слов самого Георгия Константиновича. Может статься, что она была несколько приукрашена в мемуарах самим военачальником или редакторами для того, чтобы «создать» Жукову более подходящее происхождение. Тем более, что в последующие годы Константин Артемьевич ни в чем подобном замечен не был. Даже после революции 1917 года он безвылазно находился в своей родной деревне, сапожничал, занимался хозяйством. Там же, в Стрелковке, он и умер в 1921 году.