«Космический ватник»: что не так было со скафандром Гагарина

12 апреля 1961 года состоялся первый в истории полет человека в космос. Советскому летчику Юрию Алексеевичу Гагарину суждено было покинуть планету Земля на корабле «Восток-1» и благополучно вернуться спустя 1 час 48 минут. Что любопытно, на знаменитых фотографиях сразу после приземления Гагарин запечатлен в окружении людей, одетый в куртку, подозрительно напоминающую простой советский ватник.

Скафандр первого космонавта: из чего он сделан

Во время подготовки к полету представители разных отраслей советской науки объединили свои усилия для достижения общей цели. В стороне не оставались и химики. Именно им космонавт во многом обязан созданию СК-1. Скафандр изготовили из специальных материалов. Один из них – лавсан или полиэтилентерефталат. Этот материал относится к группе термопластов. На тот момент лавсан считался новейшим материалом, полученным относительно недавно – в 1949 году в Лаборатории Высокомолекулярных соединений Академии наук. Вот почему его сокращенное название звучит именно так. Лавсан взяли для изготовления силового слоя скафандра. Любопытно, что в наши дни этот материал используется не только для волокон одежды, но и для производства пищевых пластмасс. Например, из него делают пластиковые бутылки с маркировкой «ПЭТ».

Помимо лавсана, скафандр был сделан из резины. Она составляла так называемый герметичный слой. Процесс получения резины для промышленных нужд тоже зародился в СССР. В 1927 году ученый С.В. Лебедев смог получить искусственный каучук, а уже потом, нагревая каучук и серу, химики «создали» резину. Для изготовления скафандра Юрия Гагарина использовался синтетический каучук высокой степени очистки.

Внешний слой скафандра, доступный для всеобщего обозрения, представлял собой тот самый оранжевый чехол. Он изготавливался из болоньи, покрытой водонепроницаемыми материалами. Эта ткань тоже стала производиться в СССР незадолго до первого полета – с 1960 года. Оранжевый цвет выбрали из соображений безопасности. Космонавта в таком ярком скафандре было проще обнаружить. «Восток» не имел системы мягкой посадки, и после катапультирования приземляться приходилось на парашюте, который могло унести в опасном направлении.

Космический ватник

К облику первого космонавта во время полета как нельзя лучше подошло бы просторечное выражение «одет как капуста». На Гагарине фактически было несколько слоев одежды: нательное белье, три слоя теплозащитного комбинезона, слои из лавсана, резины и, наконец, оранжевый чехол. «Ватник», одетый Гагариным под скафандр, на самом деле был теплозащитным костюмом, который можно было использовать даже отдельно. Он помогал сохранить оптимальную температуру при аварийном приводнении. Кроме того, имелась и система принудительной вентиляции подскафандрового пространства, а скафандр через шланг продували воздухом из кабины. При разгерметизации он отсекался, иллюминатор шлема закрывался, и включалась подача кислорода из баллонов.

Надеть СК-1 самостоятельно было почти невозможно, и космонавту помогали специалисты. В документах, связанных с эксплуатацией скафандра, подробно расписано каждое действие: «просунуть ноги в правую и левую штанины» и «просунуть руки в рукава». Сначала в инструкции был указан пункт, что после основных манипуляций следовало проверить положение скоб катапультирования, но потом его вычеркнули. Зато перед полетом космонавт должен был проверить систему вентиляции СК-1 и обязательно надеть гермоперчатки.

Поскольку никто не был уверен, где именно приземлится Гагарин, пришлось предпринять еще один важный шаг. Дело в том, что изначально на шлеме космонавта не было надписи «СССР». Ее нанесли за несколько минут до старта, чтобы обезопасить космонавта по возвращении на Землю и не навлечь на него подозрений со стороны местных. Все хорошо помнили историю с американским пилотом-разведчиком Гэри Пауэрсом, поэтому опасались, что бдительные граждане примут Гагарина за шпиона. Краска, с помощью которой надпись нанесли на шлем, применялась в те годы для покраски автомобильных кузовов. При комнатной температуре она высыхала довольно быстро, за 10-15 минут. Позднее «дизайн» шлемов несколько изменится. Например, Алексею Леонову, который в 1965 году первым выйдет в открытый космос, добавили дополнительный слой из тонкого напыления серебра для защиты от ультрафиолетового излучения.