С конца июля 1941 года по конец марта 1942 года московский Кремль перенес 8 налетов немецкой авиации, в ходе которой было сброшено полтора десятка фугасных, две осветительные, более 150 зажигательных и одна наливная бомба в виде 200 литровой бочки с нефтью. Огромный вклад в защиту города от вражеских бомб, помимо солдат ПВО и советских летчиков, внесли художники и архитекторы, привлеченные для маскировки Кремля.
План защиты столицы
В первые сутки войны в небе над Москвой появился немецкий самолет-разведчик, сделавший сотни снимков советской столицы. Благодаря мощной оптике немцы подготовили подробную карту, которую знал каждый пилот Люфтваффе, летевший бомбить улицы города. На второй день в Москве была объявлена первая воздушная тревога, оказавшаяся учебной. Ее целью было выявить слабые места в обороне и понять, каким способом эффективней всего защитить Кремль от разрушений.
Наряду с бойцами ПВО и советскими летчиками от крупных разрушений Кремль спас многочисленный штаб художников, которые нарисовали в центре столицы новый город. Было предложено кремлевские укрепления по всему периметру раскрасить так, чтобы они стали похожи на обычные городские кварталы. На Красной площади планировалось высадить деревья и заполнить ее фанерными домами.
По приказу штаба обороны художник-авангардист Яков Чернихов разработал специальные изображения, которыми покрывали здания Кремля. Пролетая над центром Москвы, немецкие летчики видели плоскостные имитации леса с озерами, густые заросли или облака. В своей работе художник учитывал, что для наведения цели у пилота есть всего несколько секунд и главной задачей стало ввести врага в заблуждение, используя для этого оптическую иллюзию.
Эффективность такой маскировки повышало и то, что большая часть налетов совершалась ночью. Сокрытием Кремля от люфтваффе занимался специальный маскировочный батальон, в котором числились офицеры и солдаты ПВО, художники, архитекторы, строители. Контроль эффективности маскировки регулярно осуществлялся с боевых высот.
Новый город в центре Москвы
К концу августа 1941 года центр Москвы изменился до неузнаваемости. Красные кирпичные стены Кремля превратились в дома с окнами и дверьми, башни перекрасили в разные цвета, а звезды погасили и закрыли деревянные коробами. Зеленые крыши зданий сделали коричневыми, а все дорожки внутри крепости засыпали песком. Золотые купала соборов и церквей, накрыли брезентом, на который нанесли рисунки разработанные Черниховым.
Александровский сад и Кремлевский дворец застроили деревянными макетами, а городские мосты покрасили в черный цвет. Заметную с воздуха излучину реки Москва заставили баржами, на которых установили различные постройки с освещением. Таким образом, приметный географический объект превратился в квартал с малоэтажной застройкой.
Над Мавзолеем тоже был построены имитации городского здания. Участок Тайницкого сада перекрывался подвешенным брезентом, раскрашенным под крыши обычных домов. Для уничтожения самолетов противника на территории Кремля разместили зенитные пулеметные точки и батареи ПВО. Более ста военнослужащих объединили в группу экстренного тушения.
После марта 1942 года брезент и конструкции стали постепенно снимать. Купола московских соборов удалось отчистить от краски, которая сильно въелась в металл только после 1946 года. Во время бомбардировок Кремля было убито 94 и ранено 164 человека. Благодаря продуманной маскировке крупных разрушений кремлевских зданий удалось избежать.