В 1941 году сотрудники Особых отделов НКВД получили право расстреливать дезертиров на месте. Данное разрешение усложнило задачу будущих беглецов с передовой. Чтобы сохранить жизнь, красноармейцы-дезертиры оказались вынуждены тщательно маскироваться.
Право на расстрел
Дезертирство на прифронтовой территории, к сожалению, как явление в Красной Армии существовало. Для борьбы с ним и были преобразованы органы 3-го управления НКО СССР в Особые отделы НКВД.
Автор книги «Война на весах Фемиды» Вячеслав Звягинцев отмечал – за годы Великой Отечественной войны дезертировало около 1,5 млн человек. И это без учёта 2,5 млн уклонистов!
Дезертиры, чтобы осуществить задуманное, старались в первую очередь кардинально изменить внешность. Так, некоторые переодевались в женскую одежду, в азиатских республиках использовали паранджу. В женском обличье таким беглецам часто приходилось проводить по несколько лет. Кто-то же предпочитал изображать инвалидов или симулировать ранение.
Против РККА
Те, кому удавалось добыть фиктивные документы, подтверждающие негодность к службе, скрываться даже не думали. Но таких «счастливчиков» было всё-таки не очень много.
Но сбежать с фронта – это ещё полдела. Покинув опасную зону, дезертиры должны были прятаться в хозпостройках, сараях, землянках, подполах, чердаках. Например, Янис Пинупс на протяжении нескольких десятилетий прятался в землянке, вырытой в собственном сарае.
Местом притяжения считались и цыганские таборы. А особо предприимчивые сколачивали целые банды и промышляли потом грабежами. Шайки дезертиров совершали налёты на колхозы и совхозы, устраивал теракты и призывали других последовать их примеру, то есть уклониться от службы в Красной Армии.