Фраза «Война войной, а обед по расписанию», хоть и принадлежит прусскому королю Фридриху Вильгельму I, прекрасно подходит для любой армии мира, поскольку только сытый боец способен в полной мере выполнять возложенные на него обязанности.
В связи с этим интересно сравнить паёк красноармейца и солдата вермахта, и проследить, чей рацион больше соответствовал тяготам Великой Отечественной войны.
Паёк красноармейца
12 сентября 1941 года было принято постановление ГКО СССР №662, устанавливавшее нормы питания в Рабоче-крестьянской Красной Армии, которые просуществовали вплоть до окончания Второй Мировой войны.
Понимая, что победа на фронте складывается из множества факторов, в числе которых своевременное снабжение армии продуктами питания, советское командование предпринимало всё возможное для продовольственного обеспечения бойцов.
Произведя расчёты, специалисты установили единые нормы питания красноармейцев, которые оставались неизменными на протяжении всей войны и не подвергались корректировке независимо от ситуации на фронте.
По этим нормам служащие караульных частей и учреждений тыла должны были в день получать 2659 килокалорий, бойцы, не состоявшие в частях действующей армии – 2822 килокалорий; до 2954 килокалорий доходила норма питания тыловых подразделений. Солдаты в боевых частях советской армии получали не менее 3450 килокалорий, лежавшие в госпитале раненые обеспечивались 3243 килокалориями, а служащим авиационных частей и подводного флота полагалось по 4712 килокалорий.
В суточном пайке красноармейца фигурировали следующие продукты: 800 г хлеба (зимой добавлялись еще 100 г), 500 г картофеля, 320 г прочих овощей, 170 г макарон и круп, 150 г мяса, 100 г рыбы, 50 г жиров и 35 г сахара. Офицеры в качестве дополнения получали 50 г рыбных консервов, 40 г масла или сала, а также 20 г печенья.
Паёк подводников в обязательном порядке включал в себя ещё и соленья, квашеную капусту и лук, которые призваны были покрыть у них недостаток кислорода.
Танкистам и лётчикам кроме прочего полагалось иметь при себе неприкосновенный запас (НЗ), состоявший из 300 г шоколада, 800 г галет, 400 г сахара, 3 банок мясных консервов и 3 банок сгущенного молока. Эти продукты должны были помочь бойцам выжить в случае отрыва от подразделения или вынужденной посадки.
Горячие блюда дважды в день солдаты получали с полевой кухни, где варили фронтовой кулеш – жидкую кашу из пшена с добавлением картофеля, сала и мясных консервов.
Паёк солдата вермахта
Состав сухого продовольственного пайка немецких бойцов варьировался в зависимости от рода войск, но за основу брался рацион сухопутных сил. Калорийность пайка солдат вермахта была ненамного выше советского продовольственного аналога, и примерно равнялась тому, что получали лётчики РККА. Но, вместе с тем, в нём наблюдалось куда большее разнообразие продуктов, которые должны были не только насытить воина, но и оградить его от ненужных болезней, например авитаминоза.
Суточный рацион немецких военнослужащих включал в себя следующий провиант: 750 г хлеба, 250 г мяса, 120 г колбасы, сыра или рыбной консервы, 125 г крупы или макарон, 90 г жиров (масла, маргарина или шпика), 200 г искусственного мёда или джема, 1 кг картофеля или 150 г консервированных овощей или 250 г свежих овощей, 15 г приправ, 17 г сахара и 8 г кофе.
Раз в неделю бойцам полагались: 20 г молока, 3 яйца, 1 банка рыбных консервов, 1 солёный огурец, 1 яблоко, 4 г чая и 20 г какао-порошка.
Холодные продукты выдавались вечером и складывались в сухарную сумку, а горячие блюда раз в день разливались по котелкам.
Помимо суточного пайка у немцев также присутствовал неприкосновенный рацион, который назывался «железной порцией». Пользоваться им можно было исключительно по приказу командиров в случае безотлагательной необходимости, когда перемещение полевых кухонь не успевало за продвижением войск.
Этот экстренный запас весил всего 650 г, но содержал большое количество калорий, что сказывалось на его вкусовых качествах. Солдаты эту пищу считали безвкусной, но иного выбора у них не было, и они вынуждено употребляли 250 г твёрдых, как бетонные пластины, сухарей, 150 г овощного концентрата, 25 г кофе, 25 г соли. В него же входило 200 г мясных консервов, состав которых был более чем сомнительным. Исследователь Дуглас Нэш писал, что из-за возросшей потребности в мясе, немецкие производители не успевали поставлять продукцию на фронт, а потому в железные баночки часто закатывали конину, а также остатки мяса, перемешанные с итальянской ветчиной или марокканскими сардинами.
Переломный момент
В начальный период войны, когда немецкая армейская машина работала как швейцарские часы, у гитлеровцев не возникало проблем с питанием. На обеспечение потребностей вермахта сначала работали специалисты в Германии, а по ходу завоевания европейских стран к ним присоединялись новые производители.
В этот период солдаты вермахта лакомились итальянскими сардинами, голландским сыром, шоколадом, сладостями, а советский воин, испытывая лишения, пытался выжить, пока шла перестройка страны на военные рельсы.
Переломный момент наступил в 1943 году, когда после Сталинградской битвы был нарушен привычный для фашистов победный ритм войны.
В этот период к неудачам на фронте прибавились проблемы в тыловых службах снабжения, и немецкие бойцы стали испытывать дефицит в продуктах.
Советские воины с той поры напротив стали замечать улучшение снабжения. Кроме того, большим подспорьем была ленд-лизовская тушёнка, консервированная ветчина «SPAM», консервированные сосиски, жиры «Лард», яичный порошок и суповые концентраты.