В истории Холокоста имя Оскара Шиндлера известно многим. Однако в советской летописи Великой Отечественной войны есть свой, не менее героический персонаж. Речь о советском политруке Николае Киселеве, которого сегодня справедливо называют «красным Шиндлером».
Студент, доброволец, партизан
Николай Яковлевич Киселев родился в крестьянской семье в Башкирии. Несмотря на не самое статусное происхождение, до войны он сумел получить престижное образование, окончив Ленинградский институт внешней торговли. Будучи членом коммунистической партии, он ушел на фронт добровольцем, служил политруком. Осенью 1941 года под Вязьмой Киселев был ранен и попал в плен, но по пути в концлагерь совершил побег. Скрываясь в лесах Белоруссии, он организовал подпольную группу, а в 1942 году вступил в партизанский отряд «Победа», который вскоре возглавил. Члены этого отряда занимались в основном спасением евреев, бежавших из гетто, организованного нацистами у села Долгиново.
Миссия невыполнима
Летом 1942 года перед командованием встала серьезная проблема: в отряде скопилось более двухсот спасенных евреев — стариков, женщин, детей. Для партизан они стали обузой, отвлекающей силы и ресурсы. Единственным разумным решением был переход через линию фронта. Но это означало пеший марш протяженностью около 1500 км по вражеским тылам — задача, от которой отказались двое других командиров. Рискнуть согласился лишь Николай Киселев.
Это был «марш жизни», полный смертельных опасностей. Группа дважды попадала в немецкие засады. Серьезные проблемы доставляли дети, способные выдать группу своим плачем. Однажды, опасаясь, что плачущий ребенок выдаст их, родители даже попытались в отчаянии утопить свою двухлетнюю дочь. Тогда вмешался Киселев — взяв девочку на руки, он сумел ее успокоить и нес до самого конца маршрута.
Через месяц невероятно трудного пути группа достигла советской территории. Но вместо благодарности Киселев и его партизаны, не имевшие документов, были арестованы контрразведкой как возможные дезертиры. Только показания спасенных евреев (по разным данным их было 218 или 220 человек) помогли тогда избежать трагедии. Более того, за свой подвиг Киселев получил премию в 800 рублей. А после войны — орден Отечественной войны I степени.
Международное признание
После Победы Киселев женился на одной из спасенных им женщин и сделал карьеру в Министерстве внешней торговли. Высшая оценка его человеческого мужества пришла из-за рубежа: в 2005 году, через 31 год после смерти Киселева, израильский институт «Яд Вашем» удостоил его почетного звания «Праведник народов мира». Сегодня потомки спасенных им долгиновских евреев (более 2200 человек) ежегодно собираются в Тель-Авиве, чтобы почтить память своих предков и человека, подарившего им жизнь. Подвиг Николая Киселева остается одним из самых ярких примеров человечности в самые бесчеловечные времена.
