26/04/22

«Красный сын»: почему американцы решили создать советского Супермена

Переосмысление истории и отношений с международными партнерами происходит непрерывно. Причем не только у нас. И не только на официальном уровне: в  заявлениях и отчетах властей, а также в учебниках по истории и обществознанию. Визуальный ряд – начиная с наскальной живописи древнего человека и заканчивая современными 3D-форматами – всегда был и остается эффективным инструментом пропаганды. Вот и американцы решили шокировать мир мультиком, в котором борец за правду и законность из города Метрополис предстает в образе… советского агента. Интересно, с чего бы это?

Суперменовская подноготная

Авторами идеи о Супермене еще в 1933 году стали американцы Джером Сигел и Джо Шустер. В первоначальном варианте сверхсущество в узнаваемом костюме появилось на свет на планете Криптон, и при рождении получило имя Кал-Эл. Создатель и отец сверхсущества Джор-Элом решил «закинуть» его на Землю незадолго до катастрофы на родине. Дескать, пускай феноменальное детище хоть людям послужит, пока их еще можно спасти от Армагеддона.

С какими только монстрами и угрозами за прошедшие десятилетия не сталкивался комиксовый и телевизионный супергерой! Общее в его врагах одно: кем бы они ни были, они угрожают человечеству. То есть, в сущности, американцам, ведь место действия всегда привязано к США. Все, что идет вразрез с линией Атлантического блока, становится опасным, подлежит вычеркиванию и уничтожению.

Вселенная инопланетного чудо-богатыря неоднократно претерпевала изменения. Неизменными оставались только его запредельная стойкость и ориентированность на грубую, силовую борьбу со Злом. В 1947 году Супермен доказал свою ударопрочность и несгибаемость, пережив ядерный взрыв.

Корней Иванович Чуковский резко осуждал концепцию создания Супермена. По мнению советского писателя, проект культивирует агрессию и «правоту с кулаками». Кто бы в те далекие годы мог подумать, что это когда-нибудь окажется нам на руку.

Мультипликационно-комиксовая политика

25 февраля 2020 года состоялась премьера нового рисованного мультипликационного фильма «Супермен. Красный сын».

Художественной основой нового мультфильма снова послужили комиксы. В апреле далекого 2003 года компания DC Comics выпустила рисованный сериал под тем же самым названием. Автор Марк Миллар отчего-то вдруг задумался над вопросом: «А что было бы, если бы Супермен вырос в Советском Союзе?»

Идея показалась автору перспективной – и он, как стало ясно впоследствии, не прогадал. Уже в 2004 году комикс был номинирован на Премию Айснера, что в мультипликационном мире является примерным аналогом Нобелевской премии.

История охватывает временной интервал с 1950-х до 2000-х. Сюжет следующий: СССР периода террора случайно обзавелся новым оружием массового уничтожения – «Красным сыном». Капсула с супергероем упала на территорию Советского Союза, хотя ей надлежало приземлиться в Соединенных Штатах. КПСС быстро взяла сверхсущество в оборот – и сделала его пешкой в играх Сталина. Вскоре Красный сын осознал, что виновником всеобщего рабства является именно «кровавый палач». И он убил его. После чего решил построить «красную утопию», основанную на идее всеобщего равенства и всеобщей справедливости.

Американские спецслужбы впали в панику: ведь монополия на эталонное существо принадлежала только им. Да к тому же козырный юнит задумал перекроить мир на свой лад. Гонка вооружений отошла на второй план – началась отчаянная «гонка Суперменов».

Тогда в дело вступил агент ЦРУ Лекс Лютор, которому было дано задание ликвидировать советского Супермена. С помощью добытого генетического материала он создал суперменовского клона и одновременно его антагониста – Бизарро (которому по ходу дела ещё и в шахматы проиграл, отчего разозлился ещё больше). Бэтмен – знакомый всем нам борец со всевозможными криминальными элементами из Готэм-Сити – здесь тоже предстает довольно-таки пакостным персонажем, затаившим обиду на советского сверхчеловека.

В комиксе, равно как и в его экранизации, есть и любовь, и предательство, и сексизм, и феминизм, и даже новый пуск ядерной ракеты. Однако сверхзадача – устранение Красного сына – по-прежнему на повестке дня. Тема противостояния двух полюсов остается актуальной и открытой.

В чем смысл нового Супермена

Показательно, что Нью-Супермен появился одновременно с началом заокеанской паники по поводу «военной угрозы» со стороны России. А когда паника усилилась, в довесок к комиксу вышел еще и мультфильм. В 1990-х годах ни о каком советском и уж тем более российском сверхчеловеке речи не шло. Новые боевые самолеты, ракеты, подводные лодки, которые зачастую превосходят американские, – все это, по всей видимости, и есть Красный сын, которого следует бояться. Впрочем, все не так однозначно.

Автор идеи Марк Миллар и режиссер мультфильма Сэм Лью неслучайно сделали акцент не на средствах массового уничтожения и даже не на каком-нибудь убийственном вирусе, а на персонаже. Человеческий потенциал важнее любых видов и средств вооружения. В конце концов, оружие создают именно люди. А еще именно люди делают научные открытия, достигают необыкновенных технологических высот, берут на себя ответственность за страны и народы.

Кажется, Атлантический блок на уровне массового искусства начинает признавать, что не только у них, но и у нас есть выдающиеся умы и борцы за правду.

ЦРУ действует против Красного сына привычным грязными методами: интригует и обманывает. А по факту выясняется, что все дело – в банальной обиде из-за невозможности выиграть шахматную партию. То есть, вероятно, глобальное политико-экономическое противостояние.

Ну а «убийство Сталина», попытка построить утопию и прочее – это, надо полагать, не что иное, как история нашей страны: с XX Съезда 1956 года до сегодняшнего дня.

Похоже, обозначился новый виток в развитии российско-американских отношений. В нас по-прежнему видят злейшего и опаснейшего врага. Но при этом уважают уже настолько, что признают за нами право на собственное понимание мировой справедливости. И даже не изображают нас окончательно проигравшими.

Ход и итоги холодной войны подвергают ревизии те, кто прежде уверенно заявлял о «конце истории» в пользу США.