14/10/23
кадр из фильма

Красный в верху: зачем в СССР поменяли цвета светофора на самом деле

Первые светофоры в СССР были введены в начале 1930-х годов, но их внешний вид отличался от современных. В то время красный сигнал находился внизу, а не вверху, как сейчас. Это отображалось и в иллюстрациях в книгах. Однако, спустя некоторое время, в иллюстрации пришлось менять.

Первые светофоры в СССР

Необходимость использования светофоров возникла еще в XIX веке, когда на дорогах городов появились автомобили, параллельно с конными повозками. Первый светофор был установлен на улицах Лондона в 1868 году, а в Советском Союзе аналогичное устройство появилось только через 62 года на одной из центральных улиц Ленинграда. Однако, тогда светофор имел немного другой вид, так как красный сигнал находился внизу, а не вверху, как сейчас.

Лишним подтверждением этому может служить иллюстрация Аминадава Каневского к произведению Сергея Михалкова «Дядя Степа», опубликованному в 1935 году. На ней светофор изображен с красным сигналом внизу. Данная иллюстрация украшала книгу Михалкова на протяжении многих лет. Однако в 1959 году сигналы светофоров в СССР поменяли местами, поэтому пришлось внести коррективы и в книги, вышедшие ранее.

Послевоенная конвенция

Дело в том, что до Второй мировой войны в мире действовали 2 основные системы дорожных знаков: европейская и американская. В последней системе в большинстве своем использовались надписи, а первая, соответствовавшая Конвенции, принятой в 1931 году, базировалась преимущественно на символах. Однако после окончания войны была предпринята попытка создания единой системы дорожной сигнализации для всех государств нашей планеты.

В 1949 году на международной конференции ООН в Женеве была принята Конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках и сигналах. Именно в этих документах цвета светофора и были обозначены в соответствии с современным порядком. Эти документы подписали тогда 16 стран. Ровно через 10 лет после конференции, как пишет А. Рыбин в издании «История правил дорожного движения», к конвенции присоединился и Советский Союз.

Новая редакция

На основе международной Конвенции в СССР были разработаны единые Правила дорожного движения, а также ГОСТ 2965-60 «Знаки дорожные, сигнальные». Впрочем, в 1968 году на конференции ООН в Вене, если верить автору учебника «Международное частное право» Агнессе Иншаковой, и упомянутая Конвенция, и Протокол о дорожных знаках и сигналах были пересмотрены. Впоследствии оба соглашения были дополнены.

В 1970-х годах Конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках и сигналах вступили в силу в уже новой редакции. Советский Союз ратифицировал и эти документы, поэтому их требования в обязательном порядке учитываются в нормативных актах, касающихся дорожного движения, которые действуют на территории Российской Федерации и в настоящее время.