13/11/23
ФОТО: Kosu Baawate

«Крупнейшая авиакатастрофа на земле»: что натворил российский Ан-32 в Киншасе

В «лихие девяностые» авиакомпании России занялись коммерцией в развивающихся странах. Зачастую пилотам приходилось летать нелегально, пренебрегая правилами безопасности. В 1996 году это привело к ужасной трагедии, случившейся в Киншасе, столице Демократической Республики Конго (Заира). Самолёт Ан-32, за штурвалом которого находились русские лётчики, протаранил городской рынок, переполненный людьми.

Обстоятельства трагедии

8 января 1996 года грузопассажирский самолёт Ан-32Б должен был совершить транспортный рейс из аэропорта Ндоло (Киншаса) в аэропорт Кахемба на юге Конго. На борт погрузили машинное масло, солёную рыбу и пшеничную муку – всё это предназначалось для армии ангольского генерала Жонаша Савимби из повстанческого движения УНИТА. Не исключено, что Ан-32 перевозил также оружие.

Контрабандные поставки военных грузов в Анголу, по версии газеты Washington Post, приносили колоссальную прибыль членам клана президента ДРК Мобуту Сесе Секо.
Летательный аппарат с бортовым номером RA-26222 принадлежал российской компании Moscow Airways, но находился в лизинге у конголезской авиакомпании Scibe Airlift. Фактически же им управляла компания African Air, взявшая его в аренду у Scibe Airlift. По другим данным, лицензия на полёт принадлежала фирме «ССИБЕ-Заир» местного бизнесмена Бембе Салоне.

Экипаж состоял из четырех граждан России: лётчика Николая Казарина, второго пилота Андрея Гуськова, штурмана Андрея Коковихина и бортмеханика Андрея Беляева. Кроме них, на борту находились ещё два человека – украинский штурман Сергей Гладких и гражданин Конго.

В 11:40 самолёт начал разгон по взлётно-посадочной полосе. Спустя примерно 50 секунд на скорости больше 200 км в час Ан-32 так и не смог оторваться от земли. Самолёт потерял управление и выехал за пределы летного поля, пробив ограждение. К несчастью, на пути крылатой машины оказалась центральная рыночная площадь столицы Конго, битком набитая людьми. К полудню понедельника здесь было особенно многолюдно. Мчавшийся самолёт смял торговые ряды на протяжении 240 метров и под конец загорелся, врезавшись в рыночные постройки.

Катастрофа унесла жизни 297 покупателей и продавцов рынка (по другим сведениям, до 370 человек). Ещё от 250 до 470 человек получили ранения и ожоги. Лишь 66 трупов удалось опознать, прочие жертвы похоронили в братской могиле. По количеству людей, погибших на земле, это авиапроисшествие превзошёл лишь теракт 11 сентября 2001 года.

На борту самолёта погиб бортмеханик Беляев, другие российские авиаторы не пострадали. Практически сразу же экипаж Ан-32 взяла под охрану полиция Конго, чтобы лётчики не стали жертвами самосуда со стороны родственников погибших.

Расследование и суд

В расследовании обстоятельств катастрофы принимали участие российские эксперты от Межгосударственного авиационного комитета и Минтранса. Было ясно, что трагедия случилась из-за перегрузки самолёта – на него погрузили слишком много припасов для генерала Савимби. Однако в степени перегрузки источники друг другу противоречат. Сообщалось о 2,7 тонны груза на борту. Но фактически, предположительно, взлётная масса самолёта достигала 34 тонн, в то время, как он был рассчитан на 27 тонн. Согласно показаниям Андрея Гуськова, он подписал предоставленный ему сотрудником аэропорта документ, в котором фигурировало 2 тонны груза – на самом же деле рабочие загрузили 11 тонн. По словам командира воздушного судна Николая Казарина, пилоты обычно не задавали «лишних» вопросов о грузе. В то же время, по оценке властей Конго, самолёт якобы был перегружен всего на 270 кг.

Пилоты попытались предотвратить выезд за пределы аэропорта. Они убрали рычаги управления двигателями и сняли воздушные винты с упора, но было уже слишком поздно. В итоге российская следственная комиссия не смогла установить причин катастрофы из-за отсутствия содействия со стороны чиновников Конго. Но выяснилось, что экипаж совершал рейс с грубейшими нарушениями. У него была просрочена дата проверки техники пилотирования. Да и сама компания Moscow Airways не имела прав на полёты в Заире ещё с 29 декабря 1995 года.

Конечно, в случившемся косвенно были виновны и чиновники Киншасы, которые допустили сооружение рынка в непосредственной близости от аэропорта. Но этот факт, как и возможное наличие оружия на борту, не получил юридической оценки.

Властям африканской страны требовалось успокоить общественность, и Казарин с Гуськовым предстали перед судом. Единства между лётчиками не было – каждый из них стремился переложить вину на другого. Разбирательство длилось пять месяцев, итоговый приговор был оглашен 6 августа 1996 года. Казарин и Гуськов получили два года тюрьмы за непреднамеренное убийство. Остальных россиян африканцы отпустили на родину. Наказание понесли также двое местных авиадиспетчеров, уличённых в преступной небрежности. Во время отбывания тюремного срока Казарину с Гуськовым пришлось тяжело. Чтобы тюремщики создали для них минимально приемлемые условия содержания, другие российские лётчики, работавшие в Заире, внесли деньги за коллег. Вместо двух лет виновники катастрофы пробыли за решёткой около девяти месяцев. Они вышли на свободу в мае 1997 года, когда в Конго была свергнута диктатура Мобуту Сесе Секо.

Последствия

Трагедия в Киншасе нанесла серьёзный урон позициям российских авиаперевозчиков в Африке. Она привела к отзыву лицензии у компании Moscow Airways, а также к закрытию дочерней компании «Аэрофлота» African Air, базировавшейся в аэропорту Кахемба. Наряду со Scibe Airlift компания African Air обязана была выплатить часть суммы в 1,4 млн долларов – именно столько власти Конго присудили пострадавшим и родственникам погибших. Получили ли жители Киншасы эту компенсацию, неизвестно.

Инцидент в Конго вскрыл серьёзные проблемы авиации постсоветской эпохи «дикого капитализма». К тому же, это оказалась не единственная серьёзная авария с лётчиками из стран СНГ. В июне 1996 года в той же Киншасе разбился грузовой самолёт Ил-76, в аварии погиб экипаж из 10 граждан Украины. В 1997 году власти Демократической Республики Конго наложили запрет на полёты в стране российских самолётов и лётчиков, но он оказался кратковременным.