В результате этого разбойного нападения была похищена самая крупная сумма за всю историю советской милиции: 330 тысяч рублей (в 1986 году стоимость 57 «Жигулей», 250 видеомагнитофонов «Электроника» и 30 кооперативных квартир).
Нападавшими были бывшие сотрудники милиции, КГБ и выгнанный из рядов Советской армии офицер.
Нападение
Крупнейшее разбойное нападение за всю историю СССР случилось 14 ноября 1986 года – преступниками возле московского универмага «Молодежный» были убиты два инкассатора и безоружная старший сержант милиции Вера Алфимова, случайно оказавшаяся на месте происшествия. Еще один инкассатор получил тяжелое ранение и потерял сознание.
Преступление оказалось настолько беспрецедентным и шокирующим, что тогдашний первый секретарь московского городского комитета партии Борис Ельцин лично выехал на место происшествия. «Молодежный» был одним из «центровых» московских универмагов – там часто водился дефицит, и поэтому выручка магазина всегда считалась солидной. По словам старшего следователя по особо важным делам при Генпрокуратуре СССР Исы Костоева, расследовавшего впоследствии это резонансное преступление, тогда возле «Молодежного» собрались и военные, и партийные функционеры, и просто зеваки, мешавшие следствию. Особое внимание к преступлению Ельцина, уже тогда набиравшего политический вес, придавало расследованию делу особое значение.
Первые факты: преследование
В первые часы расследования выяснилось следующее: автомобиль Госбанка заехал во двор универмага в конце рабочего дня. Инкассатор Новиков вынес мешок с деньгами и погрузил его в машину. Затем к инкассаторской «Волге» шагнули двое и расстреляли инкассаторов. Когда к машине подбежала Вера Алфимова, преступники убили и ее.
Грабитель с мешком денег бросился на соседнюю улицу. Его отход прикрывал убийца в милицейской форме. По пути им попался прохожий Виктор Кондратенко, выгуливавший свою собаку. Лже-милиционер хотел было выстрелить в него, но, как вспоминает сам Кондратенко, патронов в обойме убийцы уже не оказалось. Кондратенко побежал за двумя разбойниками, попутно крича: «Вызывайте милицию!».
На улице Рябиновой двое грабителей сели в «восьмерку» «Жигулей» и скрылись. Свидетель Кондратенко остановил случайно проезжавший мимо экипаж ППСМ и сообщил приметы преступников. Патрульная машина догнала «восьмерку» на одном из перекрестков московских улиц и остановила «Жигули». Старшина милиции, не зная о степени опасности подозреваемых, просто попросил тех предъявить документы. Один из преступников выстрелом из пистолета ранил старшину в руку, милиционер успел выстрелить несколько раз по грабителям. «Восьмерка» скрылась.
Тем временем в «Молодежном» сыщики находят еще одного свидетеля нападения на инкассаторов, школьницу, которая уверяла, что один из нападавших был в военной форме.
Поднятые по тревоге все экстренные службы Москвы обнаружили «Жигули» преступников в районе станции метро «Университет». Уходя от преследования, «восьмерка» попала в аварию. Как впоследствии выяснилось, чтобы не врезаться в троллейбус, грабители выехали на бордюр и «выбили» колесо на машине. Преступники разбежались в разные стороны – один из них скрылся во дворах, а второй переплыл Сетунь. Милиционеры за ним в ледяную воду не полезли.
Мертвая улика
В разбитой «восьмерке» правоохранители нашли все похищенные 330 тысяч рублей, шинель офицера милиции, холодное и огнестрельное оружие. А еще в салоне лежал труп.
Как пояснил Иса Костоев, это был бывший сотрудник «девятки» (9-го Управления КГБ СССР) капитан Константин Голубков, уволенный из органов госбезопасности по состоянию здоровья. В машине также обнаружили документы на имя старшего лейтенанта Евгения Субачева, 30-летнего бывшего замполита части стройбата (в 1984 году он был уволен из рядов СА за потерю политической бдительности и использование служебного положения в личных целях; исключен из рядов КПСС).
Субачева находят, арестовывают, и он признался, что смертельно боится 30-летнего Игоря Книгина. Книгин – бывший оперуполномоченный милиции одного из отделений Москвы. К квартире Книгина были обнаружены гранаты, стилеты, ножи, нунчаки. Как рассказал Субачев, погибший Голубков тоже входил в их ОПГ. Как впоследствии выяснилось, тяжело раненного Голубкова, когда нападавшие на «Молодежный» бросили ненужные уже им «Жигули», застрелил Книгин, чтобы избавиться от обузы.
Развязка
… Игоря Книгина во время обхода обнаружил в котельной автобазы № 76 наряд милиции, целенаправленно работавший на поиск участников данной ОПГ. Книгин при задержании тяжело ранил сержанта из пистолета, и, забаррикадировавшись в котельной, взял в заложники кочегара. Обложенный нарядами милиции, преступник застрелился.
Как выяснило следствие, четвертым участником организованной преступной группы, участвовавшей в планировании и осуществлении нападения на универмаг «Молодежный», был Валерий Финеев, бывший коллега Книгина, уволенный из милиции по служебному несоответствию. По словам Исы Костоева, Финеева выгнали из милиции за то, что он избивал задержанных, заставляя их признаваться в совершении преступлений (ему за это дали 3 года условно). Костоев после задержания довольно быстро «расколол» Финеева.
Оказалось, что Книгин и Финеев ранее были причастны к совершению еще двух убийств – маклера-посредника по обмену квартир и милиционера Смирнова в пригородной электричке – с целью добычи у того табельного пистолета. Иса Костоев подтвердил, что застрелил сотрудника правоохранительных органов именно Книгин. За данные преступления были осуждены два человека, один к высшей мере наказания, второй к 15 годам заключения.
… Финеева и Субачева судил военный трибунал. Первого расстреляли, а Субачеву дали 15 лет строгого режима.