В кинематографе часто можно столкнуться с распространенным клише: происходит набор в какую-то чрезмерно секретную, элитную спецслужбу. И из десятков желающих, которые преподносятся зрителю как "лучшие из лучших", до последнего испытания доходит лишь главный герой и горстка других бойцов. Однако, такие тесты — это не вымысел киношников. Нечто подобное ждало кандидатов на вступление в советскую группу "Альфа"
История группы “А”
В июле 1974 года Юрий Андропов принимает решение о необходимости создания нового секретного подразделения в составе КГБ — группы “А”. Основной предпосылкой для создания отряда стали теракты, случившиеся на Олимпийских играх в Мюнхене. В 1980 году СССР предстояло впервые в своей истории принять Олимпиаду, и надо было провести все на высшем уровне. Особенно важно было гарантировать безопасность атлетов и не повторить горький опыт немецких спецслужб.
К подбору кадров отнеслись со всей возможной ответственностью. Учитывалось множество факторов: физическая форма, боевые качества, интеллект, высокая стрессоустойчивость.
Подразделение создавалось как элита войск СССР. Личный состав принял боевое крещение в 1979 году, во время штурма президентского дворца в Кабуле, показав свою чрезвычайно высокую эффективность.
Отбор бойцов
У потенциального “альфовца” должны были быть крепкие, как манильский канат, нервы, стальные мускулы и трезвая голова.
Отбор начинался с работы с личными делами. Кандидат должен был быть сотрудником КГБ и иметь рекомендации от действующих или бывших членов спецслужб. У новобранца должна была быть идеальная репутация. Существенным преимуществом для бойца была бы увесистая стопка грамот и благодарственных писем.
Кандидат должен был быть не старше 30 лет. Однако лица, имевшие боевой опыт и высокие награды, могли стать исключением из этого правила. Рост кандидата должен был составлять не менее 175 см, поскольку бронезащита "альфовцев" была внушительного размера и подходила только людям соответствующей комплекции.
Всем кандидатам надлежало пройти тестирование по физической подготовке. Оно состояло из нескольких этапов и включало в себя сдачу нормативов по общей подготовке и, обязательно, рукопашному бою. Изначально надо было сдать экзамен по бегу (3 км за 10 минут и 100 метров за 12 секунд), а потом выполнить норму по подтягиваниям и отжиманиям. Сразу же после этого начинался рукопашный бой. Вообще, весь экзамен проходил, что называется, “на одном дыхании” и у кандидатов не было времени на отдых.
Психологическое тестирование
Следующим этапом отбора было обязательное психологическое тестирование. Специальная комиссия изучала уникальные свойства психики бойца. Приоритет оставался за теми, кто проявлял наибольшую склонность к работе в команде. Как бы часто не твердили обратное всякие голливудские Рембо, работа в спецназе — чисто коллективный процесс, одиночки там долго не протянут. Поэтому старались выбирать людей, для которых понятие “боевое братство” — не просто слова, а важнейшая жизненная ценность.
После этого бойцов обязательно проверяли на полиграфе. А вдруг кандидат о чем-то умалчивает? Нет ли у него криминального прошлого или вредных привычек?
В самом конце тестирования был довольно странный момент. Члены комиссии общались с родственниками бойцов. Без прикрас объясняли, что работа в спецназе сопряжена с повышенным риском, предупреждали об этом жен и родителей. Примечательно, что в группу “А” брали только с письменного согласия ближайших родственников.