30/12/19

Как русские воевали с немцами на месте битвы с ханом Мамаем

В 1380 г. сошлись русские рати под началом князя Дмитрия Донского с татарскими полчищами хана Мамая на поле Куликовом; славный богатырь Пересвет бился с Челубеем, а затем русские одолели татар, — все это мы помним еще со школьной скамьи. Гораздо реже кто-то вспоминает о том, что поле Куликовское (вернее, предположительное место битвы с Мамаем — точное неизвестно) стало местом сражений еще одной войны — Великой Отечественной.

Поле находится в Тульской области и на нем в 1941 г. развернулись ожесточенные бои, являвшиеся частью оборонительных мероприятий  по защите Москвы. Место воинской славы наших предков вновь пропиталось кровью.

Прямо перед монументом в память о сражении 1380 г. советские воины контратаковали немцев и сами отбивали их атаки. Много бойцов полегло здесь, защищая древнюю столицу России, ту, которой правил Дмитрий Донской. Противотанковые надолбы, напоминающие о событиях 1941 года, все еще на поле. Некоторые красноармейцы не были похоронены (их теперь находят и хоронят «поисковики»), другие покоятся в Братской могиле — там же, где они и бились против вермахта и где вновь была спасена Москва.

Бои на Куликовом поле шли в конце ноября — начале декабря 1941 года. Вначале немцам удалось занять и само поле, и его окрестности — деревню Моховое. Захватчики поселились в домах, жгли как обычные дрова высушенную древесину, заготовленную жителями деревни для строительства, а отступая потом, подожгли стога сена и дома, спалили деревню Куликовку и часть Мохового. Горели запасы зерна и скот (жители всю зиму потом ели картошку, уцелевшую в подвалах). Разгромили немцы и храм Сергия Радонежского. Уцелела лишь половина деревенских домов. Но совсем уничтожить поселение гитлеровцам не удалось благодаря Красной армии.

Здесь оборонялась 269-я стрелковая дивизия. Острие немецкого танкового клина прошло чуть в стороне, а на участок 269-й с.д. пришелся его правый фланг. Здесь было подбито много немецких танков, и к Москве они так и не прорвались. Недолго пришлось вермахту стоять на священном месте русской боевой славы. Стрелковая дивизия выстояла и 13 декабря 1941 г. вместе со всем подмосковным фронтом пошла вперед, выдавливая немцев из-под столицы. За две недели наступления немцев отбросили на 80-100 км на запад, дивизия освободила 400 населенных пунктов. Военный фельдшер Владимир Рожков, воевавший на Куликовом поле в 1941 г., вспоминал: «В те грозные дни мне и моим товарищам посчастливилось быть возле памятника воинам Куликовской битвы. [...] Мы, советские воины, не дали фашистам посрамить этот памятник. [...] Немцы рвались напролом, но вскоре выдохлись».

Озлобленные неудачей, гитлеровцы жгли все, что могли, а в пытавшихся тушить стреляли. 15 декабря 1941 г. они ушли. А прогнали их ополченцы Москвы, такие же как и их предки 14-го века. 269-ю дивизию сформировали в Коломне и с августа она находилась в боях. К ноябрю эта часть была уже основательно обстрелянной, в октябре-ноябре ее бойцам пришлось биться в полном окружении, большая часть ее солдат и командиров погибла, но как часть она выстояла.

После Куликовской битвы дивизия дралась под Орлом, громила врага во время Курской битвы, участвовала в освобождении Гомельской области Белоруссии и внесла большой вклад в успех ключевых этапов операции «Багратион»; бойцы Куликова поля дрались за Минск, Белосток, польский город Ружан и наконец оказались в Восточной Пруссии, на немецкой земле. 269-я стрелковая взяла города Аллейнштайн, Вилленберг, Гутштадт, Браунберг и другие, а завершила свой славный боевой путь, начатый у Москвы, под Берлином, уничтожая группировку вермахта на юго-восточных окрестностях столицы Рейха. 9 мая 1945 г. победители встретились с союзниками на Эльбе.

С тех пор на Куликово поле никто больше не покушался. Там, где русские войска дважды заслужили бессмертную славу — мир и тишина.