Всем хорошо известно, что стать космонавтом может только абсолютно здоровый человек. Перед стартом за его здоровьем пристально наблюдает медицинская комиссия, при необходимости назначая ему соответствующие медицинские препараты.
Шутки для американцев
О том, что советские космонавты принимают какие-то «чудо-таблетки», американские спецслужбы подозревали всегда. Ветеран военной контрразведки, бывший руководитель отдела в Центре подготовки космонавтов, полковник в отставке Николай Николаевич Рыбкин рассказал российским журналистам, что долгое время специалисты Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, США, пытались выяснить формулу или заполучить такое лекарство.
Американские астронавты, побывавшие на орбите с советскими космонавтами, были уверены, что сохранению работоспособности русских коллег в длительном полете помогают именно разработанные для этого медикаменты.
Собственно, советские герои космоса сами провоцировали американских гостей орбитальной станции на такие предположения не только своим от природы превосходным физическим состоянием, но и просто шутили. Они иногда то выпивали во время обеда «супер»-таблетки, которые на самом деле были содовыми пустышками, а порой поедали суп из тюбиков с демонстративно наклеенными на них этикетками «vodka». Ну а после, как ни в чем не бывало выполняли необходимую научно-исследовательскую работу.
В конце концов сотрудники американских спецслужб выяснили, что никаких специальных препаратов советские космонавты не принимают. Но к тому времени они действительно были созданы и их стали использовать по назначению.
Штатное космическое лекарство
«Космическая медицина» в СССР развивалась одновременно с освоением космоса. Один из врачей, который стоял у ее истоков, был советский медик, специалист Института медико-биологических проблем, доктор медицинских наук, заслуженный изобретатель РСФСР, Иван Павлович Неумывакин.
Как и его коллеги, он отлично понимал, что почти все методы лечения, которые применялись на Земле, не годятся для их использования в невесомости. Особенно остро космонавтам требовался препарат, который позволял вести спокойную работу в открытом космосе. Даже самый подготовленный, хладнокровный и уравновешенный человек не может не нервничать, когда делает шаг в черную бездну. Пусть он остается соединенным с кораблем длинным фалом, по которому подается воздух, его эмоциональное состояние в такой момент все равно далеко от идеального.
В 1970-х годах в СССР для успокоения нервной системы человека применялись только седативные препараты. Но все они влияют таким образом, что умственную и физическую работу выполнять практически невозможно, пациента непременно клонит в сон. Поэтому под началом доктора Неумывакина советские фармацевты разработали лекарство, позволившее человеку спокойно относиться к любой пугающей ситуации и при этом, его мозговая деятельность оставалась на высоте. Это вещество — бета-фенил-гамма-аминомасляная кислота. Под названием фенибут лекарство стали использовать в штатной космической аптечке и начиная с 1975 года его в обязательном порядке принимали за 20 минут перед выходом в открытый космос.
В дальнейшем все советские летчики-космонавты, выходившие за борт орбитальной станции в межзвездное пространство, рассказывали, что работа в открытом космосе оставляет незабываемое ощущение восторга и гордости за свою эффективность. Ни о каком страхе не было и речи. Но из того, что для выполнения такого сложного и опасного задания используется специальный лекарственный препарат, тайны никто не делал.