Командующими воздушно-десантными войсками СССР (Российской Федерации) с момента их основания были более десятка генералов. А на слуху разве что имена Василия Маргелова, Павла Грачева да Владимира Шаманова. Имя же настоящего основателя отечественных ВДВ многим россиянам неведомо вовсе, хотя и личность, и судьба этого человека, полковника ВВС Леонида Минова, достойны самого широкого упоминания в истории.
Летчик-инициатор
По данным Большой российской энциклопедии, Леонид Минов родился в 1898 году в Двинске (Даугавпилсе). Был участником Первой мировой и Гражданской войн, в 20-х годах окончил 3 школы для подготовки летчиков – 2 московские, где готовили летчиков-наблюдателей и военных пилотов и зарайскую. Минов на то время был одним из самых толковых и инициативных военных летчиков СССР, поэтому выбор командования ВВС РККА, решившего в конце 20-х годов формировать в составе Красной Армии самостоятельные десантные подразделения, пал на него неслучайно.
В своей книге «В километре от планеты Земля» Леонид Минов описал, как все начиналось. Первый ранцевый парашют, предок всех современных парашютов, был придуман русским умельцем Глебом Котельниковым еще в 1912 году (потом, в 1920-х годах, Котельников модернизировал свою разработку и передал изобретение советскому правительству).
Примечательно, что главнокомандующий воздушными силами царской России великий князь Александр Михайлович это изобретение не одобрил. Более того, назвал его вредным, заявив во всеуслышание, что дескать, теперь летчики в воздушных боях будут спасаться при малейшей возможности, и вообще, машины дороже людей – потерявший управление самолет неминуемо разобьется; летательных аппаратов меньше, чем пилотов и они стоят денег. Как в Первую мировую, так и до начала 30-х годов в СССР (да и по всему миру) парашюты главным образом использовались для спасения пилотов подбитых врагом (либо вышедших из строя по иным причинам) самолетов.
Леонид Минов в конце 20-х годов обратился к тогдашнему начальнику ВВС РККА Петру Баранову с инициативой об использовании парашюта в военных целях – для выброски десанта и вооружения в условиях боевых операций. Инициатора отправили для стажировки в США, где на тот момент американцы активно развивали свою спасательную парашютную службу. Минов в Америке не только знакомился с работой парашютистов, но и прыгал сам, получил специальный диплом, с которым и вернулся на родину.
Претворение идеи в жизнь
В повести летчика-испытателя Игоря Шелеста «С крыла на крыло» рассказывается о первых шагах будущего советского десанта. Первый показательный прыжок как инструктор по летной подготовке 11-й авиабригады МВО Леонид Минов должен был совершить сам – чтобы личным примером сагитировать других. Вместе с Миновым 26 июля 1930 года на воронежском аэродроме прыгал и его помощник Яков Мошковский. Минов приземлился удачно (даже устоял на ногах), Мошковский же не вполне (попал на строящееся здание, но не пострадал). Удавшиеся опыты Минова и Мошковского сыграли свою роль – вскоре десантниками захотели стать десятки летчиков авиабригады.
Первые групповые прыжки десантников и сброс на парашютах оружия и боеприпасов были совершены 2 августа того же года с трех французских тяжелых бомбардировщиков «Фарман-Голиаф» (ФГ-62). К слову, свой первый в СССР прыжок Леонид Минов осуществил также с «Фармана». Прежде при прыжках с отечественных бомбардировщиков ТБ-1 парашютистам приходилось в полете выбираться на крыло, а из ФГ-62 прыгали через дверь.
С двух ФГ-62 десантировались летчики (в общей сложности 12 человек), с третьего сбрасывалось вооружение. Минов с Мошковским также были в числе парашютистов.
И прыжки, и сброс оружия прошли успешно, обе вооруженные группы десанта быстро собрались вместе. Именно этот день и считается началом создания ВДВ СССР (РФ) – в этом году отмечатся 90-летняя годовщина воздушно-десантных войск. Как пишет историк ВДВ Роман Алехин, поначалу они назывались воздухо-десантными, и показали свою эффективность уже в 1939 году в боях с японцами на Халхин-Голе – это было боевое крещение ВДВ РККА.
За что его посадили?
За несколько дней до начала Великой Отечественной войны, где ВДВ также отлично зарекомендовали себя, Леонида Минова арестовали по обвинению в участии в контрреволюционной организации (сказалось наличие в его биографии зарубежной командировки).
Израильский журналист Владислав Кац в статье для русскоязычного американского издания «Еврейский мир» писал, что Минова приговорили к 7 годам лагерей и еще к стольким же ссылки. Кац приводит воспоминания товарища Минова по лагерю — Михаила Григоровича, который утверждал, что их обоих поначалу использовали на самых тяжелых общих работах при постройке Северо-Печорской железной дороги. Затем один из чиновников «Печоржелдорстроя» перевел Минова и Григоровича в обслуживающий персонал электропоезда, что в итоге сохранило обоим жизнь.
... По воспоминаниям Григоровича, освободившегося из лагерей ГУЛАГа в 1946 году, Минов на тот момент уже был на свободе. После ареста его лишили полученного в 1935 году ордена Ленина и звания полковника ВВС (впоследствии реабилитировали и все вернули). Как пишет Большая российская энциклопедия, после Великой Отечественной войны Леонид Минов с 50-х по 70-е годы возглавлял московскую Федерацию авиационного спорта, занимался многими разработками в области планеризма. В 70-м году ему присвоили звание заслуженного работника культуры РСФСР.
Умел Леонид Минов в 1978 году и похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.