29/12/21

«Лепесток»: почему афганцы так боялись советских мин ПФМ-1С

Советская противопехотная мина ПФМ-1С была разработана на основе американской мины BLU-43/B. Только первую прозвали «лепестком», а вторую – «зубом дракона». Об обеих минах ходили нехорошие слухи: поговаривали, что как ПФМ-1С, так и BLU-43/B предназначались специально для убийства детей.

«Зуб дракона»

На самом деле противопехотная фугасная мина или ПФМ-1С являлась практически точной копией американской мины BLU-43/B или «Dragontooth», что можно перевести как «Зуб дракона». Эта мина официально не была принята на вооружение Соединенными Штатами. Тем не менее, как утверждает Николай Кузьмин, автор издания «Войсковые разведчики в Афгане. Записки начальника разведки дивизии», мины BLU-43/B активно использовались американскими военными в 1970-х годах во время войны во Вьетнаме. В частности «Зуб дракона» предназначался для воздушного минирования.

Последнее утверждение объясняется своеобразной конфигурацией мины. Дело в том, что корпус BLU-43/B (как и BLU-44/B и BLU-44А/B), который изготавливался из пластика, имел ассиметричную форму, которая позволяла в буквальном смысле планировать на землю. Кроме того, как пишет Гордон Роттман в своей книге «Сленг во Вьетнаме: слова войны» («Grunt Slang in Vietnam: Words of the War», Gordon L. Rottman), мина отличалась небольшими размерами (75 мм. x 45 мм. x 45 мм.) и весила всего 80 граммов, из которых половину составляло взрывчатое вещество.

Советская копия

По понятным причинам подобные мины редко становились причиной смерти военнослужащих. Однако нанести травму или серьезные увечья BLU-43/B все-таки могла. В связи с этим солдат попросту выбывал из строя, а вместе с ним и пара его товарищей, которые пытались оказать пострадавшему помощь. По крайней мере так утверждают авторы издания «Ми-8. Полвека в строю» Виктор Марковский и Игорь Приходченко. Поэтому неудивительно, что Советский Союз «Dragontooth» не только скопировал, но и принял на вооружение.

Правда, среди советских солдат ПФМ-1С получил другое прозвище – «лепесток». Дело в том, что поначалу отечественная противопехотная мина изготавливалась из пластика зеленого цвета. Лишь через некоторое время зеленые мины сменили экземпляры «песчаного» желто-коричневого оттенка. Кроме того советская мина была оснащена механизмом самоликвидации. Иными словами она сама взрывалась через 1-40 часов после установки. Благодаря этому, как пишет Владимир Золотарев в своей книге «Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины XX века», территория конфликта становилась безопасной после окончания боевых действий.

Мины против детей

Однако, если верить Николаю Кузьмину, функция самоликвидации ПФМ-1С срабатывала далеко не всегда. Всему виной – технические неполадки. Поэтому зачастую «лепестки» так и оставались лежать на земле, поджидая теперь уже не солдат, а неосторожных или любопытных мирных жителей. К числу жертв ПФМ-1С, впрочем, также как и BLU-43/B и BLU-44/B, принадлежали в основном дети. Если верить автору книги «Рассказы о вмешательстве: Афганистан, США и глобальная война с террором (военная культура)» Пурниме Бос («Intervention Narratives: Afghanistan, the United States, and the Global War on Terror (War Culture)», Purnima Bose), из-за пластикового корпуса и причудливой формы дети попросту принимали мины за игрушки.

Между тем в отличие от вреда, который мины могли причинить взрослому человеку, ПФМ-1С и «Dragontooth» были способны нанести ребенку травмы несовместимые с жизнью. Именно по этой, а также по приведенным выше причинам среди жителей Афганистана бытовала легенда о том, что «лепестки» и «зубы дракона» были изготовлены специально для того, чтобы убивать их детей. Понятно, что подобные слухи ничего общего с реальностью не имели.