Среди мрачных фигур сталинской эпохи Лев Влодзимирский остается одной из самых загадочных. Как отмечает историк Андрей Сухомлинов, его личность до сих пор изучена недостаточно. Между тем этот человек вел дела «Четвертого рейха», арестовал сына Сталина и закончил жизнь в подвалах той самой Лубянки, где когда-то вершил судьбы других.
Карьерный рост
Биография Влодзимирского — классический пример советского социального лифта. Сын скромного контролера пассажирских поездов из Барнаула, он сумел пройти путь от трех классов коммерческого училища до ключевого поста в системе госбезопасности.
Его образование было типичным для чекиста того времени: курсы при политуправлении Черноморского флота и вечерняя совпартшкола. Но именно сочетание невысокого формального образования и оперативного таланта сделало его незаменимым.
К 1941 году, когда в Москве появился Лаврентий Берия, Влодзимирский уже возглавлял следственную часть НКГБ СССР. С этого момента он становится одним из самых доверенных соратников всесильного наркома.
От «Четвертого рейха» до ареста Василия Сталина
Именно близость к Берии открывала Влодзимирскому дорогу к самым секретным делам эпохи. К примеру, менно Влодзимирский занимался группой «Четвертый рейх», которую организовали дети высокопоставленных чиновников. Владимир Шахурин, сын наркома авиационной промышленности, вместе со своими товарищами «готовились» стать во главе государства, а друг друга называли не иначе как группенфюрерами и рейхсфюрерами. Впрочем, для всех членов «Четвертого рейха», кроме погибших Шахурина и его подруги, эта история закончилась благополучно: их просто выслали подальше от Москвы.
«С лёгким паром!»: что означает это пожелание у русских на самом деле
Непосредственное участие Лев Влодзимирский принимал и в судьбе упомянутого Василия Сталина. Как пишет Леонид Млечин в своей книге «Кремль-1953. Борьба за власть со смертельным исходом», постановление об аресте сына Сталина в 1953 году подписал именно начальник следственной части по особо важным делам МВД СССР генерал-лейтенант Лев Влодзимирский. Однако к тому моменту дни самого Влодзимирского уже были сочтены.
Казнь и частичный отказ в реабилитации
После того, как летом того же 1953 года Лаврентий Берия был взят под стражу, Льва Влодзимирского с высокого поста попросили, а после и арестовали. В связи с тем, что Берию объявили шпионом, его окружение тоже попало под удар. Спустя несколько месяцев Влодзимирский, как и остальные члены «банды» Берии, среди которых числились Богдан Кобулов, Всеволод Меркулов, Серго Гоглидзе, Владимир Деканозов и Павел Мешик, был приговорен к смертной казни. Приговор привели в исполнение в конце декабря.
Как пишет Николай Зенькович в своем «Энциклопедическом словаре российской жизни и истории», в конце 1990-х годов родственники расстрелянных обратились к властям с просьбой об их реабилитации. В 1999 году Военная прокуратура ответила, что не нашла оснований для данной процедуры. Впрочем, через несколько месяцев Верховный суд все же снял с Льва Влодзимирского обвинения в измене родине, терроризме и контрреволюционной деятельности. Что касается злоупотребления властью, то эту статью суд оставил без изменений.

