Во время Первой мировой войны бытовало мнение, что мощные защитные укрепления на границах не позволят противнику оказаться на чужой территории. Государства стали возводить так называемые линии, которые вскоре показали свою бесполезность. Такой стала «линия Сталина», не спасшая СССР во время Великой Отечественной войны.
Почти непреодолимая преграда
Главным требованием к «линиям защиты» была их непрерывность. Но протяжённость западной границы Советского Союза составляла почти две тысячи километров, поэтому при строительстве заграждений пришлось ограничиться возведением отдельных укреплённых районов (УРов) на месте важнейших узлов коммуникаций. Считалось, что между укрепрайонами противнику из-за отсутствия дорог делать будет нечего.
В 1928 году на государственной границе началось строительство тринадцати УРов, протяжённость каждого из которых составляла от 50 до 150 километров. Но довести до ума каждый укрепрайон так и не получилось из-за отсутствия средств и времени. Дело в том, что в 1938 году было принято решение о строительстве ещё восьми УРов – уже между активно возводящимися. Амбициозный советский проект в западной прессе тут же окрестили «линией Сталина».
К 1940 году в связи с присоединением Прибалтики граница СССР изменилась. Тогда нарком обороны Ворошилов и начальник Генштаба Шапошников предложили Иосифу Виссарионовичу соорудить линию укрепрайонов вдоль новой границы. Согласно плану, девять УРов должны были появиться в присоединённой части Польши, а четыре – в Литве. Таким образом, общая протяжённость новой линии – на этот раз «линии Молотова» – в итоге могла составить около 1300 километров.
То густо, то пусто
К июню 1941 года из задуманного удалось построить примерно 20%. Чтобы обезопасить приграничные территории, решили необходимое вооружение и прочие «атрибуты» для «линии Молотова» позаимствовать с «линии Сталина» (полагалось, что до неё враг точно не дойдёт).
«Линия Сталина» оказалась законсервирована, но при этом фортификационные сооружения ещё можно было использовать по назначению – достаточно вовремя разместить там войска и вооружение. Но наступление фашистских захватчиков развивалось настолько стремительно, что вновь оснастить укрепрайоны всем необходимым просто не успели. Неприступным за всё время войны оказался только один участок «линии Сталина» – Карельский, расположенный на старой границе с Финляндией.
Военные эксперты сходятся во мнении, что «линия Сталина» при обороне Советского Союза от нацистов оказалась бы куда полезнее. Конечно, остановить полностью захватчиков защитные сооружения бы не смогли, но существенно ослабить и задержать вражеское наступление – запросто. На руку противнику сыграла поспешная консервация и разоружение «линии Сталина».